6 Класс
ЧТО ТАКОЕ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ КАКИМ ПРИБОРОМ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮТ ГДЗ ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС - image5

ЧТО ТАКОЕ АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ КАКИМ ПРИБОРОМ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮТ ГДЗ ГЕОГРАФИЯ 6 КЛАСС

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

У этого термина существуют и другие значения, см. Манометр.

Стандартный вид манометра

Принцип манометра в действии

Основы механизма манометра

Действие манометра основано на уравновешивании измеряемого давления силой упругой деформации трубчатой пружины или более чувствительной двухпластинчатой мембраны, один конец которой запаян в держатель, а другой через тягу связан с трибко-секторным механизмом, преобразующим перемещение упругого чувствительного элемента в круговое движение показывающей стрелки.

Большинство отечественных и импортных манометров изготавливаются в соответствии с общепринятыми стандартами, в связи с этим манометры различных марок заменяют друг друга. Выбор манометра осуществляется по следующим параметрам: предел измерения, диаметр корпуса, класс точности прибора, диаметр резьбы штуцера и его расположение (радиальный, осевой).

Также существуют манометры, измеряющие абсолютное давление, то есть избыточное давление, а также атмосферное.

Прибор, измеряющий атмосферное давление, называется барометром.

Манометр низкого давления (СССР)

В зависимости от конструкции, чувствительности элемента различают манометры жидкостные, грузопоршневые, деформационные (с трубчатой пружиной или мембраной).
Манометры подразделяются по классам точности: 0,15; 0,25; 0,4; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0 (чем меньше число, тем точнее прибор).

Манометр для измерения давления в шинах

По назначениям манометры можно разделить на технические — общетехнические, электроконтактные, специальные, самопишущие, железнодорожные, виброустойчивые (глицеринозаполненые), судовые и эталонные (аналоговые).

технические: предназначены для измерения не агрессивных к сплавам меди жидкостей, газов и паров.

Манометр для измерения давление природного газа

Электроконтактные: в конструкции имеют специальные группы контактов (обычно 2). Одна группа контактов соответствует минимальному заданному давлению, вторая группа — максимальному. Величины заданий могут изменяться обслуживающим персоналом. Группа минимального давления может быть включена в электрическую цепь позиционного регулирования или сигнализации минимального давления. Аналогично и группа максимального давления. В некоторых случаях могут быть задействованы обе группы. Как минимальная, так и максимальная группы могут быть выведены за минимальное или максимальное (соответственно) значение шкалы манометра и не использоваться. Электроконтактные манометры как правило не должны использоваться в качестве приборов для снятия показаний ввиду того, что показывающая стрелка при механическом взаимодействии с одной из контактных групп может неточно указывать величину давления — возникает заметная погрешность. Особенно популярным прибором этой группы можно назвать ЭКМ 1У, хотя он давно снят с производства. Для работы в условиях возможной загазованности горючими газами необходимо использовать электроконтактные манометры во взрывозащищенном исполнении.

Манометр с трубкой Бурдона

Манометры с трубкой Бурдона для холодильного оборудования предназначены для одновременного измерения давления пара и зависящей от него температуры пара. На случай применения хладагентов разных видов предусмотрена комплектация прибора несколькими температурными шкалами. Приборы рассчитаны на применение самых распространенных неорганических и органических хладагентов. В этом случае необходимо принять в расчет стойкость материала, из которого изготовлен манометр. Все приборы разработаны в соответствии с международными рекомендациями по измерительной технике с учётом требований стандартов и сфер применения.

Основой принципа механического измерения давления является эластичный измерительный элемент, способный под воздействием сжимающей нагрузки деформироваться строго определённым образом и испытанную деформацию воспроизводить. С помощью стрелочного устройства эта деформация преобразуется во вращательное движение стрелки. С помощью масштабирования циферблата можно узнать давление, испытанное измерительным элементом, и связанную с ним температуру пара.

Существует прямая зависимость между температурой и давлением. Поэтому манометры комплектуются двумя шкалами:

Они соблюдаются только для чистых хладагентов, указанных на шкале. Поскольку на практике химически чистые хладагенты используются очень редко, а рабочее давление не совпадает с эталонным, на циферблате отображается приблизительная температура. Но для работы этого вполне достаточно.

По сравнению с другими техническими характеристиками диапазоны измерения имеют наибольшее практическое значение. Особенностью манометров, работающих с хладагентами, является наличие комбинированной шкалы с показаниями давления и температуры. На стандартной шкале дается цена деления в барах и °С. Возможны варианты отображения температуры в «F, а давления — в кПа/МПа или ф/кв. дюйм.

Манометры с заполняющей жидкостью применяются для измерений, связанных с большими переменными нагрузками, а также с сильной вибрацией или пульсацией. Жидкость обеспечивает плавность хода стрелки и хорошую считываемость показаний даже при максимальной нагрузке и сильной вибрации. Кроме того, смазочное действие амортизационной жидкости значительно снижает износ прибора. Как правило, в качестве амортизационной жидкости используется глицерин.

В приборах с электрическим измерительным датчиком или концевым контактом применяют парафиновое масло, которое не является проводником. В качестве дополнительного варианта используют силиконовый наполнитель разной степени вязкости.

Термопроводные манометры основываются на уменьшении теплопроводности газа с давлением.
В таких манометрах встроена нить накала, которая нагревается при пропускании через неё тока. Термопара или датчик определения температуры через сопротивление (ДОТС) могут быть использованы для измерения температуры нити накала. Эта температура зависит от скорости с которой нить накала отдаёт тепло окружающему газу и, таким образом, от термопроводности. Часто используется манометр Пирани, в котором используется единственная нить накала из платины одновременно как нагревательный элемент и как ДОТС. Эти манометры дают точные показания в интервале между 10 и 10−3 мм рт. ст., но они довольно чувствительны к химическому составу измеряемых газов.

Две нити накаливания

Одна проволочная катушка используется в качестве нагревателя, другая же используется для измерения температуры через конвекцию.

Манометр Пирани (oдна нить)

Манометр Пирани состоит из металлической проволоки, открытой к измеряемому давлению. Проволока нагревается протекающим через неё током и охлаждается окружающим газом. При уменьшении давления газа охлаждающий эффект тоже уменьшается и равновесная температура проволоки увеличивается. Сопротивление проволоки является функцией температуры: измеряя напряжение на проволоке и текущий через неё ток, сопротивление (и таким образом давление газа) может быть определено. Этот тип манометра был впервые сконструирован Марселло Пирани.

Термопарный и термисторный манометры работают похожим образом. Отличие же в том, что термопара и термистор используются для измерения температуры нити накаливания.

Измерительный диапазон: 10−3 — 10 мм рт. ст. (грубо 10−1 — 1000 Па)

Ионизационные манометры — наиболее чувствительные измерительные приборы для очень низких давлений. Они измеряют давление косвенно через измерение ионов образующихся при бомбардировке газа электронами. Чем меньше плотность газа, тем меньше ионов будет образовано. Калибрирование ионного манометра — нестабильно и зависит от природы измеряемых газов, которая не всегда известна. Они могут быть откалибрированы через сравнение с показаниями манометра Мак Леода, которые значительно более стабильны и независимы от химии.

Термоэлектроны соударяются с атомами газа и генерируют ионы. Ионы притягиваются к электроду под подходящим напряжением, известным как коллектор. Ток в коллекторе пропорционален скорости ионизации, которая является функцией давления в системе. Таким образом, измерение тока коллектора позволяет определить давление газа. Имеется несколько подтипов ионизационных манометров.

Измерительный диапазон: 10−10 — 10−3 мм рт. ст. (грубо 10−8 — 10−1 Па)

Большинство ионных манометров делятся на два вида: горячий катод и холодный катод. Третий вид — это манометр с вращающимся ротором более чувствителен и дорог, чем первые два и здесь не обсуждается. В случае горячего катода электрически нагреваемая нить накала создаёт электронный луч. Электроны проходят через манометр и ионизируют молекулы газа вокруг себя. Образующиеся ионы собираются на отрицательно заряженном электроде. Ток зависит от числа ионов, которое, в свою очередь, зависит от давления газа. Манометры с горячим катодом аккуратно измеряют давление в диапазоне 10−3 мм рт. ст. до 10−10 мм рт. ст. Принцип манометра с холодным катодом тот же, исключая, что электроны образуются в разряде созданным высоковольтным электрическим разрядом. Манометры с холодным катодом аккуратно измеряют давление в диапазоне 10−2 мм рт. ст. до 10−9 мм рт. ст. Калибрирование ионизационных манометров очень чувствительно к конструкционной геометрии, химическому составу измеряемых газов, коррозии и поверхностным напылениям. Их калибровка может стать непригодной при включении при атмосферном и очень низком давлении. Состав вакуума при низких давлениях обычно непредсказуем, поэтому масс-спектрометр должен быть использован одновременно с ионизационным манометром для точных измерений.

Ионизационный манометр с горячим катодом Баярда-Алперта обычно состоит из трёх электродов работающих в режиме триода, где катодом является нить накала. Три электрода — это коллектор, нить накала и сетка. Ток коллектора измеряется в пикоамперах электрометром. Разность потенциалов между нитью накала и землёй обычно составляет 30 В, в то время как напряжение сетки под постоянным напражением — 180—210 вольт, если нет опциональной электронной бомбардировки, через нагрев сетки, которая может иметь высокий потенциал приблизительно 565 Вольт. Наиболее распространённый ионный манометр — это горячим катодом Баярда-Алперта с маленьким ионным коллектором внутри сетки. Стеклянный кожух с отверстием к вакууму может окружать электроды, но обычно он не используется и манометр встраивается в вакуумный прибор напрямую и контакты выводятся через керамическую плату в стене вакуумного устройства. Ионизационные манометры с горячим катодом могут быть повреждены или потерять калибровку если они включаются при атмосферном давлении или даже при низком вакууме. Измерения ионизационных манометров с горячим катодом всегда логарифмичны.

Электроны испущенные нитью накала движутся несколько раз в прямом и обратном направлении вокруг сетки пока не попадут на неё. При этих движениях, часть электронов сталкивается с молекулами газа и формирует электрон-ионные пары (электронная ионизация). Число таких ионов пропорционально плотности молекул газа умноженной на термоэлектронный ток, и эти ионы летят на коллектор, формируя ионный ток. Так как плотность молекул газа пропорциональна давлению, давление оценивается через измерение ионного тока.

Чувствительность к низкому давлению манометров с горячим катодом ограничена фотоэлектрическим эффектом. Электроны, ударяющие в сетку, производят рентгеновские лучи, которые производят фотоэлектрический шум в ионном коллекторе. Это ограничивает диапазон старых манометров с горячим катодом до 10−8 мм рт. ст. и Баярда-Алперта приблизительно к 10−10 мм рт. ст. Дополнительные провода под потенциалом катода в луче обзора между ионным коллектором и сеткой предотвращают этот эффект. В типе извлечения ионы притягиваются не проводом, а открытым конусом. Поскольку ионы не могут решить, какую часть конуса ударить, они проходят через отверстие и формируют ионный луч. Этот луч иона может быть передан нa кружку Фарадея.

Существует два вида манометров с холодным катодом: манометр Пеннинга (введённый Максом Пеннингом), и инвертированный магнетрон. Главное различие между ними состоит в положении анода относительно катода. Ни у одного из них нет нити накаливания, и каждому из них требуется напряжение до 0,4 кВ для функционирования. Инвертированные магнетроны могут измерять давления до 10−12 мм рт. ст.

Такие манометры не могут работать если ионы, генерируемые катодом рекомбинируют прежде, чем они достигнут анод. Если средняя длина свободного пробега газа меньше, чем размеры манометра, тогда ток на электроде исчезнет. Практическая верхняя граница измеряемого давления манометра Пеннинга 10−3 мм рт. ст.

Точно так же манометры с холодным катодом могут не включиться при очень низких давлениях, так как почти полное отсутствие газа мешает устанавливать электродный ток — особенно в манометре Пеннинга, который использует вспомогательное симметричное магнитное поле, чтобы создать траектории ионов порядка метров. В окружающем воздухе подходящие ионые пары формируются посредством воздействия космической радиации; в манометре Пеннинга приняты меры, чтобы облегчить установку пути разряда. Например, электрод в манометре Пеннинга обычно точно сужается, для облегчения полевой эмиссии электронов.

Циклы обслуживания манометров с холодным катодом вообще измеряются годами, в зависимости от газового типа и давления, в котором они работают. Используя манометр с холодным катодом в газах с существенными органическими компонентами, такими как остатки масла насоса, может привести к росту тонких углеродистых плёнок в пределах манометра, которые в конечном счете замыкают электроды манометра или препятствуют гереации пути разряда.

Манометры применяются во всех случаях, когда необходимо знать, контролировать и регулировать давление. Наиболее часто манометры применяют в теплоэнергетике, на химических, нефтехимических предприятиях, предприятиях пищевой отрасли.

Довольно часто корпуса манометров, служащих для измерения давления газов, окрашивают в различные цвета. Так манометры с голубым цветом корпуса предназначены для измерения давления кислорода. Жёлтый цвет корпуса имеют манометры на аммиак, белый — на ацетилен, тёмно-зелёный — на водород, серовато-зелёный — на хлор. Манометры на пропан и другие горючие газы имеют красный цвет корпуса. Корпус чёрного цвета имеют манометры, предназначенные для работы с негорючими газами.

Состав и строение гидросферы

Вопросы в конце параграфа

1. Гидросфера – водная оболочка Земли, состоящая из вод океанов и морей, вод суши, атмосферной влаги и находящаяся в живых организмах. Гидросфера включает в себя воды мирового океана (моря и океаны), воды суши, атмосферную влагу и воды в живых организмах.

Добавить текст Вернуть оригинал

2. Значение круговорота воды состоит в том, что он связывает все оболочки Земли и играет важную роль в процессах переноса вещества и энергии.

3. а) поверхностных вод суши, вод Мирового океана, воды в атмосфере, подземных вод, ледников.

4. б) 96,4%

5. Моя местность – Санкт-Петербург. В моей местности находятся воды суши: реки (Охта, Нева, Славянка), озера (Долгое, Лахтинский разлив), болота (Сестрорецкое болото). В названиях водных объектов отражены названия мест. Происхождение слова Нева до сих пор точно не определено, наиболее распространённая версия, что слово переводится с финно-угорских языков как «Новая река».

6. На физической карте полушарий визуально видно преобладание водной поверхности. По физической карте полушарий можно увидеть следующие объекты гидросферы: океаны и моря, реки, озера, болота, ледники.

7. Вода по суше распределена неравномерно. Воды недостаточно на севере и юго-западе Африки, в Австралии, на Аравийском полуострове и во внутренних районах Евразии.

8. 1) Мама: вода для меня источник жизни и здоровья, ведь без воды не было бы жизни.

2) Папа: вода для меня это источник энергии и электричества, так как я работаю на гидроэлектростанции, где за счет движения воды вырабатывается энергия.

3) Дедушка: вода для меня это среда обитания рыбы, воспоминания детских забав на речке.

4) Бабушка: вода для меня это главный помощник для сохранения чистоты в доме и приготовления блюд.

5) Друг: вода для меня это отдых на море, плавание в бассейне и моя мечта стать моряком.

6) Сестра: вода для меня это купание в ванной, аквапарк и мыльные пузыри.

Мама, папа и дедушка рассматривают воду как важный ресурс, бабушка, друг и сестра рассматривают воду с точки зрения использования.

9. Высказывания поэтов, писателей, ученых о воде:

Сергей Аксаков: «Вода – красота всей природы. Вода жива, она бежит или волнуется ветром, она движется и дает жизнь и движение всему ее окружающему».

Жюль Верн: «Море неподвластно деспотам. На поверхности морей они могут ещё чинить беззакония, вести войны, убивать себе подобных. Но на глубине тридцати футов под водою они бессильны, тут их могущество кончается!». « Море — это всё! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни».

Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».

Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»

10. Место, где я живу – Санкт-Петербург. В моём месте проживания можно наблюдать круговорот воды можно следующим образом. В жаркую погоду над Финским заливом и Невой видно пар, так как вода испаряется. Из этого формируются облака, далее из-за направления ветров на запад облака движутся к в сторону Ладожского озера, по пути льют дожди, вода которых просачивается в грунтовые воды и поступает в речки и ручьи бассейна Невы или Ладожского озера. Дальше вода по реке Нева снова попадает в Финский залив.

1. Найдите на карте океанов в атласе течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Атлантическое.



2. Почему вода в Океане солёная?

Вода в океане вода солёная, так как в ней растворено огромное количество минеральных веществ (солей).

3. Почему в Красном море солёность больше, чем в Балтийском?

В Красном море солёность больше, чем в Балтийском, так как, во-первых, Красное море находится в тропических широтах, где большая испаряемость воды, тогда как в умеренных широтах, где расположено Балтийское море, испаряемость значительно ниже. Во-вторых, в Балтийское море впадает большое количество рек и выпадают осадки, которые несут пресные воды в море, а в Красное море поступает мало воды и с реками (их практически нет) и с осадками (которых мало).

4. Почему и как меняется температура воды в Мировом океане?

Поверхностная температура вод в океане изменяется из-за различия в получении солнечного тепла, обусловленного расположением акватории. Части океана, находящиеся в жарком поясе получают наибольшее количество тепла и поверхностные воды здесь наиболее тёплые, при движении к полюсам уменьшается количество солнечной теплоты, и температура поверхностных вод океана уменьшается.

5. Чем обусловлено движение воды в Океане?

Движение воды в океане, обусловлено ветрами, землетрясениями в глубинах океана, притяжением Луны и Солнца, а также движением воды из-за разности физико-химических параметров воды (например, температуры воды и солёности). Другими словами, они образуются за счет действия внутренних и внешних сил Земли.

6. Почему образуются приливы и отливы?

Приливы и отливы образуются из-за существующей силы притяжения Луны и силы притяжения Солнца, которые действуют на водную массу.

7. Солёность воды измеряется:

а) в граммах;

б) в промилле;

в) в сантиметрах.

8. Средняя солёность в Океане:

а) 42 ‰;

б) 35 ‰;

в) 1 ‰.

9. От экватора к полюсам температура воды в поверхностном слое:

10. Волны в Океане возникают под воздействием:

а) силы тяжести;

11. Систематизируйте свои знания о течениях по плану:

1. Каково значение течений для нашей планеты?

2. Как образуется течение?

3. Какие бывают течения?

4. Какие самые крупные течения?

Результаты оформите в виде таблицы.

12. Подсчитайте, сколько соли нужно растворить в 1 л воды, чтобы получить солёность воды, как в Красном море.

Солёность воды в Красном море составляет 42‰, значит в 1 литре (1 кг) воды растворено 42 грамма соли, поэтому нужно растворить 42 грамма соли в 1 литре.

13. Нанесите на контурную карту течения, названные в рубрике «Откройте атлас» (красным цветом тёплые течения, синим — холодные).

14. Морские течения позволили шотландцам добраться до Австралии (вспомните роман Ж. Верна «Дети капитана Гранта»). Определите по карте, какие течения помогали кораблям доплыть из Англии в Австралию.

Из Англии в Австралию героем романа «Дети капитана Гранта» помогли доплыть течения: Канарское, Бразильское, течение Западных ветров.

15. Вспомните, какие из ваших любимых героев потерпели кораблекрушение. Какие знания о природе помогли им спастись и выжить?

Любимые герои, которые потерпели кораблекрушение: Робинзон Крузо, герои мультфильма Мадагаскар, главный герой фильма «Жизнь Пи».

Выжить им помогали знания о природе, связанные с тем, что можно есть, какие предметы использовать для строительства временного убежища, как добывать пищу.

Изменение атмосферного давления

Давление, как и температура, — очень переменчивая величина. Давайте же обсудим, от чего оно зависит. Это будет очень приятный разговор. Ведь ничего сложного в нём нет. Атмосферное давление зависит всего от двух факторов.

Давайте разместимся на воздушном шаре и начнём подниматься вверх. Или будем просто подниматься на высокую гору. Вообще, это не важно, главное, что мы будем подниматься вверх. Это означает, что мы удаляемся от поверхности Земли и приближаемся к верхней границе атмосферы. Следовательно, столб воздуха, находящийся над нашей головой, будет становиться всё меньше и меньше. Значит, будет уменьшаться его вес. Таким образом, мы уже установили первую закономерность. Чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем меньше будет атмосферное давление (рис. 114).



Вот теперь давайте сформулируем первую закономерность изменения давления: с увеличением высоты над уровнем моря давление снижается.

О второй закономерности мы поговорим позже. А пока маленькая история.

Более 350 лет назад итальянец Эванджелиста Торричелли проделал опыт. Он взял тонкую стеклянную трубку, запаянную с одной стороны, и заполнил её ртутью. Ртуть — это такой странный металл — жидкий. Так вот. Заполнил ртутью. Открытый конец этой трубки он опустил в чашку, в которой тоже была ртуть. Ртуть стала выливаться из трубки в чашку, а потом остановилась. Почему это произошло? Потому что на поверхность ртути, которая находилась в чашке, давит атмосферный воздух, а на ртуть в трубке он не давит, поскольку она сверху запаяна (рис. 115). Торричелли сделал верный вывод о том, что вес столбика ртути, оставшейся в трубке, равен весу воздуха, давящего на ртуть в чашке, то есть атмосферному давлению. Если этот прибор, который называется ртутным барометром (от слова «бар» — давление), поднимать в гору, то ртуть в трубке будет опускаться, поскольку при подъёме вверх давление снижается. Так появилась единица измерения атмосферного давления — миллиметр ртутного столба (мм рт. ст.).

Ртутные барометры, в которых величина атмосферного давления определяется по высоте столбика ртути, являются самыми точными. Но они очень громоздкие и хрупкие (рис. 116). Позднее был изобретён барометр-анероид, то есть без- жидкостный барометр (рис. 117). В его конструкции нет чашки и трубки с ртутью. Он очень удобен, прочен и надёжен.



Параграф 43. Погода и климат

1. В Калининградской области погоду определяют морские воздушные массы Атлантического океана.

2. Погода – состояние тропосферы в донном месте в данный момент времени.

3. Климат – многолетний режим погоды, характерный для данной территории в определённый сезон года.

4. Климатообразующие факторы: географическая широта, близость морей и океанов, направление господствующих ветров, рельеф и высота над уровнем моря, морские течения.

5. Арктические воздушные массы: холодные, сухие и прозрачные, тогда как тропические воздушные массы тёплые, влажные (если сформированы над океаном) или сухие (континентальные) и менее прозрачные (и морские, и континентальные).

6. Более влажный климат в Санкт-Петербурге, так как город находится на побережье моря, тогда как Москва значительно удалена от побережья морей.

7. а) температура; б) давление; в) ветер; д) осадки

8. 1) Температура воздуха – Б) Термометр

2) Осадки – В) Осадкомер

3) Атмосферное давление – А) Барометр

4) Влажность воздуха – Д) Гигрометр

5) Направление ветра – Г) Флюгер

9. Пример: Мой город – Санкт-Петербург, сегодня 18 октября 2021 года. Сводка погоды: температура +60С днём, +40С ночью, осадков не ожидается атмосферное давление 755 мм рт. ст., относительная влажность воздуха 65%, осадков не ожидается, ветер северо-западный 3 м/с. По сравнению с 17 октября уменьшились температуры воздуха (с +80С днём и +70С ночью), увеличилось атмосферное давление (было 752 мм рт. ст.) и изменилось направление ветра (было западное) и скорость ветра уменьшилась (была 5 м/с), влажность воздуха не изменилась. 17-го числа также была переменная облачность. Осадков не обещают. Поэтому мне придётся одеться чуть теплее.

Если резко снижается давление необходимо брать с собой зонт и готовиться к похолоданию летом и оттепели зимой. Если обещают штормовой ветер нужно быть осторожным, если пользуетесь личным автотранспортом, а также быть готовым к опасностям связанным с падением деревьев, дорожных знаков и рекламных щитов.

10. Малоснежная зима с точки зрения работников городского хозяйства это хорошо, так как меньше необходимо убирать снега, дня работников сельского хозяйства это может быть не очень хорошо, так как могут промёрзнуть почвы и погибнуть озимые культуры. Для работников водного хозяйства это влияет на количество поверхностного стока и может улучшить паводковую ситуацию, так как будет минимальный сток в водные объекты. Для работников транспорта это также благоприятно из-за чистоты дорог и ясной погоды (для авиатранспорта). Для жителей города малоснежные зимы благоприятны, а для жителей села нет, так как могут промерзать почвы, колодцы и неглубокие скважины с водой.

Сильные ветры для работников городского хозяйства неблагоприятны, так как могут повредить провода, повалить деревья и различные рекламные конструкции, крыши. Для работников сельского хозяйства это так же неблагоприятно, так как выдувается плодородный слой почв, могут пострадать плодовые деревья. Для работников водного хозяйство это неопасно. Для работников транспорта сильный ветер может быть большим препятствием и создавать неудобства. И для жителей города, и для жителей села сильные ветры одинаково неблагоприятны, для городского населения в большей степени из-за развитой инфраструктуры.

Ливневые дожди неблагоприятны для работников городского хозяйства из-за проблем связанных с ливневыми стоками, возможны размывы дорог, оползни на возвышенных частях рельефа. Для работников сельского хозяйства ливни опасны тем, что могут погубить растения или усложнить уборку урожая. Для работников транспорта ливни вызывают проблемы, связанные с опасной погодой для авиационного, автомобильного и водного транспорта. Жители города могут не испытывать больших проблем, если работают ливневые стоки. Для сельского населения ливни могут вызвать гибель урожая, а также проблемы с дорогами, если они не асфальтированные.

Вспомните
1. Что такое атмосфера?
2. Из чего состоит атмосфера?

Вы узнаете
1. Сколько весит воздух.
2. Что такое атмосферное давление.
3. Каким прибором измеряется атмосферное давление.
4. Как и почему изменяется атмосферное давление.

Как вы думаете
На всех ли планетах Солнечной системы можно регистрировать атмосферное давление?

Вес воздуха

Воздух имеет вес.

Атмосферное давление

Если воздух имеет вес, то это значит, что он давит на поверхность, над которой находится из-за притяжения Земли. Величина этого давления известна, она довольно давно подсчитана и составляет приблизительно 1 кг на каждый 1 см2 поверхности. Если вдуматься, то это немало. Представьте, на один маленький квадратный сантиметр (на четыре клеточки в тетради) — целый килограмм! А что вы хотите? Это ведь вес столба атмосферы высотой 1000 км!
Протяните вперёд руку ладошкой вверх. Чувствуете, как давит воздух? Нет? Странно. А ведь площадь вашей ладони составляет около 150 см2. Это значит, что на неё давит столб воздуха весом 150 кг! Представляете: вы сейчас держите на вытянутой руке 150 кг! Почти 75 кирпичей! Или 30 арбузов! Почему мы не ощущаем этого веса? Да потому, что он нам привычен. Ведь мы же не с Марса. Мы — земляне, мы здесь родились. Вот и привыкли. На самом-то деле объяснение, конечно, другое. И вы о нём обязательно узнаете, только попозже и на уроках физики, а не географии.
Что же такое атмосферное давле́ние? Это давление, которое оказывает атмосфера на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ней или в околоземном пространстве. Так? Приблизительно так. Два уточнения. Первое: всё-таки лучше добавлять слово «земная». Земная атмосфера. А то планет-то много. Там могут быть другие атмосферы, с другим весом, с другим давлением. Второе: давление рассчитывается на единицу площади.

Атмосферное давление — это давление, оказываемое земной атмосферой на единицу площади.

Давление, как и температура, — очень переменчивая величина. Давайте же обсудим, от чего оно зависит. Это будет очень приятный разговор. Ведь ничего сложного в нём нет. Атмосферное давление зависит всего от двух факторов.
Давайте разместимся на воздушном шаре и начнём подниматься вверх. Или будем просто подниматься на высокую гору. Вообще, это не важно, главное, что мы будем подниматься вверх. Это означает, что мы удаляемся от поверхности Земли и приближаемся к верхней границе атмосферы. Следовательно, столб воздуха, находящийся над нашей головой, будет становиться всё меньше и меньше. Значит, будет уменьшаться его вес. Таким образом, мы уже установили первую закономерность. Чем выше мы поднимаемся над поверхностью Земли, тем меньше будет атмосферное давление (Рис. 80).



Рис. 80. Зависимость атмосферного давления от высоты

С увеличением высоты над уровнем моря давление понижается.

От чего ещё зависит атмосферное давление? Вспомните, почему воздушный шар поднимается вверх? Правильно, потому, что он наполнен горячим воздухом (см. рис. 72). А если мы не будем его нагревать, что произойдёт? Воздух внутри шара остынет, и шар опустится вниз. И тут самое главное, чтобы он опускался не слишком быстро.
Тёплый воздух легче холодного. То есть вес воздуха зависит от температуры. Чем температура ниже, тем вес воздуха больше. Поэтому холодный воздух давит на земную поверхность сильнее, чем тёплый.

Чем ниже температура воздуха, тем выше атмосферное давление.

Барометр и измерение атмосферного давления

Более 350 лет назад итальянец Эванджелиста Торричелли проделал опыт. Он взял тонкую стеклянную трубку, запаянную с одной стороны, и заполнил её ртутью. Ртуть — это такой странный металл — жидкий при комнатной температуре. Так вот. Заполнил ртутью. Открытый конец этой трубки он опустил в чашку. Ртуть стала выливаться из трубки в чашку, а потом остановилась. Почему это произошло? Потому, что на поверхность ртути, которая находилась в чашке, давит атмосферный воздух, а на ртуть в трубке он не давит, поскольку она сверху запаяна (Рис. 81). Торричелли сделал верный вывод о том, что вес столбика ртути, оставшейся в трубке, равен весу воздуха, давящего на ртуть в чашке, то есть атмосферному давлению. Если этот прибор, который называется ртутным баро́метром (от слова «бар» — давление), поднимать в гору, то ртуть в трубке будет опускаться, поскольку при подъёме вверх давление снижается. Так появилась единица измерения атмосферного давления — миллиме́тр рту́тного столба (мм рт. ст.).



Рис. 81. Опыт Торричелли

Ртутные барометры, в которых величина атмосферного давления определяется по высоте столбика ртути, являются самыми точными. Но они очень громоздкие и хрупкие (Рис. 82). Позднее был изобретён барометр-анеро́ид, то есть безжидкостный барометр (Рис. 83). В его конструкции нет чашки и трубки с ртутью. Он очень удобен, прочен и надёжен.



Рис. 82. Ртутный барометр



Рис. 83. Экспедиционный барометранероид

С помощью барометра было установлено, что средняя высота ртутного столба в барометре на уровне моря составляет 760 мм рт. ст. Это давление стали называть нормальным атмосферным давлением. А любое другое — «ненормальное»: повышенное или пониженное. Для территорий с разными абсолютными высотами нормальное атмосферное давление будет своим.
Существует закономерность: на каждые 10,5 м изменения высоты давление изменяется на 1 мм рт. ст.

Прибор для измерения атмосферного давления называется барометром.



Атмосферное давление, нормальное атмосферное давление, барометр, ртутный барометр, барометр-анероид, миллиметр ртутного столба.



Рассчитайте высоту холма, если атмосферное давление у его подножья составляет 760 мм рт. ст., а на его вершине — 750 мм рт. ст.?

Практикум на местности

1. Природный комплекс – речная пойма.

2. 1) Географическое положение – пойма реки Охта располагается на северо-западе Восточно-Европейской равнины к востоку от Санкт-Петербурга.

2) Низинный рельеф обусловил затопляемость пойменного участка, из-за переувлажнения территории здесь развивается болотная растительность осока, камыш, плакучая ива. Здесь обитают водоплавающие грызуны. Основание поймы представлено иловыми (глинистыми) наносами.

3) Человек отрицательно влияет на природный комплекс, так как его хозяйственная деятельность привела к загрязнению поймы нефтепродуктами и тяжелыми металлами. Пойма загрязнена мусором, животных здесь практически нет, растительность находится в угнетенном состоянии.

Вопросы и задания

1. Воздействие организмов на атмосферу заключается в том, что растения поглощают углекислый газ из атмосферы и выделяют обратно кислород. Живые организмы наоборот, поглощают из атмосферы кислород и выделяют углекислый газ. Воздействие живых организмов на гидросферу заключается в том, что они изменяют химический состав воды различными способами при выделении продуктов метаболизма или, как деревья, впитывая минеральные растворы. Кроме того, растения могут выделять в водные объекты различные вещества. Состав и количество растворённых в океанской воде веществ постоянны. В этом «виноваты» организмы, которые поглощают из воды необходимые им для построения скелетов, панцирей, раковин вещества. Воздействие на литосферу, главным образом, проявляется в биологическом выветривании, так как организмы могут разрушать горные породы. Например, растения корневой системой разрушают горные породы. Они выделяют кислоты, воздействующие на горные породы, разрушают их корнями, проникающими в трещины. Плотные, твёрдые породы превращаются в рыхлые. Подготавливаются условия для формирования почв. Кроме того, накапливаются остатки погибших растений и животных, из которых образуются горные породы органического происхождения. Организмы участвуют не только в образовании горных пород, но и в их разрушении – выветривании

2. Почву считают особым природным телом, так как оно обладает важным свойством – плодородием. Сам состав почвы делает её особенной, так как почва состоит из различных природных составляющих: воды и почвенного воздуха, бактерий, почвенных животных, разрушенных горных город (минеральное основание) и гумуса (продукт разложения органических веществ).

3*. Моя местность – Санкт-Петербург. В моей местности распространены подзолисто-болотные почвы и подзолы песчаные. Для повышения их плодородия в них вносятся минеральные и органические удобрения, на заболоченных территориях проводят осушение. Так как почвы относятся к почвам с кислой реакцией, проводится известкование почв с целью получения нейтральной реакции почвы (кислая среда не благоприятна некоторым культурным растениям)

4*. Пример того, как в результате изменения одного компонента меняется весь природный комплекс – изменение температуры воздуха в природной зоне. Если в зоне широколиственных лесов увеличатся летние температуры, то увеличится испаряемость, что приведет к возникновению недостаточного увлажнения. Следствием этого будет деградация древесной растительности и произойдет замена травянистой растительностью, что повлечет и изменение состава животного мира (сюда придут степные животные, а лесные уйдут), далее начнет изменяться и почвенный покров.

5*. Моя местность – Санкт-Петербург. В моей местности распространены следующие природные комплексы: болота, озера, смешанные и таёжные леса. В окрестностях Санкт-Петербурга человек улучшил природу, например, осушил болота и высадил парки, сельскохозяйственные угодья стали отличаться плодородием благодаря мелиорации, однако человек и нанес значительный вред природе. Осушение болот привело к изменению гидрологического режима территорий, часть лесных массивов были вырублены, водные объекты и почвы загрязнены химическими соединениями от промышленных предприятий и сельского хозяйства.

6*. Мировой круговорот воды связывает все компоненты географической оболочки, так как все геосферы Земли принимают участие в круговороте. Вода испаряется с поверхности водных объектов (гидросфера) и попадает в атмосферу, откуда может попасть в литосферу в виде подземных вод, то есть проходит через все составляющие географической оболочки.

В пятом классе школьники испытывают немало стресса. Переход в среднее звено сопровождается целым перечнем трудностей. У учеников полностью меняется преподавательский состав, добавляется много новых предметов, а также заметно возрастает ежедневная нагрузка. Школьникам приходится тратить гораздо больше времени на выполнение домашнего задания. И в этот непростой год им обязательно пригодится «ГДЗ по географии 5‐6 класс Дронов (Дрофа)».

С решебником дети вновь обретут уверенность в своих силах. Они перестанут бояться отвечать на уроке, будут чаще радовать родителей хорошими отметками и полюбят географию. К тому же, благодаря ГДЗ у них появится больше свободного времени, которое они могут уделить другим предметам или своему хобби.

Верный онлайн-помощник

Пользоваться пособием стало еще проще. Решебник доступен онлайн. А это значит, что ребятам больше не придется везде носить с собой еще одну тяжелую книгу.

Для того чтобы загрузить страницу с ответами, школьникам понадобится лишь гаджет, у которого есть подключение к интернету.

Структура ГДЗ по географии 5‐6 класс Дронов

Пользоваться пособием ребята смогут в течение всего учебного года. Решебник идентичен оригинальному учебнику. В нем собраны верные ответы к заданиям из таких параграфов, как:

При правильном подходе пособие может заменить ребятам дорогостоящего, но не всегда эффективного репетитора. С ним они смогут не только быстро расправиться со сложными номерами, но и качественно подготовиться к следующему занятию или контрольной работе.

Несет ли решебник пользу

Постоянные занятия с ГДЗ совсем скоро принесут свои плоды. Школьники начнут лучше усваивать новый материал и смогут самостоятельно справляться с заданиями, в которых необходимо ответить: как ученые Древнего мира изучали природу, как накапливались и изменялись знания человека о Земле, какие путешествия эпохи считают важнейшими, о каких странах Востока было известно европейцам в 15 веке, кому принадлежит честь открытия Антарктиды.

«ГДЗ по географии 5‐6 класс Дронов В. П., Савельева Л. Е. ( Дрофа)» дарит ученикам возможность заниматься в том темпе, который они выберут сами. Больше детям не придется оглядываться на более способных учеников или переживать о нескольких пропусках.

Дополнительное ГДЗ

Наш учебно-методический комплекс может быть полезным ресурсом для повторения материала и проверки правильности выполненных заданий. Однако, стоит отметить, что онлайн-гдз не является заменой полноценного изучения предмета и самостоятельного мышления.

Преимущества онлайн-сборника по Географии для 5‐6 класса Дронов, Дрофа

Пособие представляет собой удобный и краткий вариант для решения задач, что помогает школьнику быстро соображать. Все задания удобно оформлены, и с помощью номера параграфа можно быстро найти нужную страницу в онлайн-пособии. Наличие готовых ответов позволяет ребенку быстро выполнить домашнее задание и улучшить свое понимание темы, чтобы может быть использован по многим причинам, и многие учителя советуют его школьникам и их родителям. Тренажер содержит не только ответы, но и вопросы к параграфам, что поможет ребенку лучше усвоить материал. Вопросы способствуют размышлению и пониманию темы, а также помогают проверить уровень усвоения материала. Материалы виртуального консультанта:

Решения в онлайн-справочнике подробно и понятно описаны, поэтому даже сложные задачи будут проще для понимания. Здесь содержатся различные методы и подходы к решению задачи, что поможет развить творческое мышление у ребенка. Ребенку важно самостоятельно пытаться решать задачи и обращаться к решебнику только в случае затруднений. Таким образом, он сможет развивать свои навыки и уверенность в своих знаниях.

Рабочая программа ГДЗ по Географии для 5‐6 класса Авторы

Ориентирование и измерение расстояний по карте является важным навыком, который помогает ученикам понимать масштаб и пространственные отношения на картах. Они учатся использовать масштабные линейки и координатные оси для определения расстояний между различными местами на карте. Методы изучения морских глубин знакомят учащихся с тем, как исследователи и ученые изучают морские дна, используя специальные технологии, такие как глубоководные зонды и сейсмическое исследование. Ученики узнают о топографии морей и океанов, а также о различных геологических и биологических процессах, происходящих в морских глубинах. Темы:

Ледники являются важным элементом изучения географии. Ученики узнают об их формировании, движении, воздействии на ландшафт и окружающие экосистемы. Они понимают, как ледники являются накопителями пресной воды и влияют на распределение водных ресурсов на планете. Обсуждение этих тем помогает учащимся расширить свои знания о географии, развить навыки анализа, критического мышления и пространственного воображения. Кроме того, это способствует их осознанию экологических проблем и глобальных вызовов, которые мы сталкиваемся сегодня.