6 Класс
ГДЗ ПО ОБЩЕСТВУ 6 КЛАСС 2019 ГОД УЧЕБНИК - 1

ГДЗ ЛИТЕРАТУРА 5 КЛАСС ПЛАН К 6 ГЛАВЕ КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание



На этой странице рассмотрим все ответы на Вопросы к странице 240-241 из учебника по литературе 5 класс Меркин 1. Найдите и прочитайте рассказ И. С. Тургенева «Муму».

2. Подумайте, какие впечатления детства писателя связаны с историей Герасима.

4. Тургенев подчеркивает не только и не столько физическую, но прежде всего нравственную силу Герасима. В чём ещё, кроме трудолюбия, она проявляется?

5. Как реагирует Татьяна па решение барыни о замужестве? Как можно объяснить ее поведение?

6. Можно ли считать, что барышня была доброй? Подтвердите свой опыт примерами из текста.

7. Дворовый человек Андрей “остался верен своей госпоже до самой её смерти служил eй”. Как вы полагаете, почему Тургенев дал иную, чем в реальной жизни развязку?

8. Почему свой рассказ писатель назвал “Му-му”? Почему цензор был против его публикации?

9. Кто из героев вызывает у вас симпатию, сострадание, сочувствие?

10. “ Ни одна мать так не ухаживала за своим ребёнком, как ухаживал Герасим за своей питомицей”. Почему Герасим с нежностью относится к Муму?

11. Каким изображён Герасим в начале и в конце расскажи? Что изменилось в его характере и почему? Что отличало Герасима от других дворовых и почему?

12. Определите, в чём сходство Герасима и Татьяны. Вывод сформулируйте письменно.

13. Как автор передаёт состояние Герасима после замужества Татьяны? Запишите ключевые слова, необходимые вам для ответа.

14. Подготовьте рассказ о Герасиме, Татьяне, барыне (на выбор), придумайте заголовок, составьте план своего повествования.

15. Найдите самостоятельно иллюстрации русских художников к рассказу «Муму». К каким эпизодам рассказа И. С. Тургенева обратились художники, изображая Герасима? Как вы думаете, кому из художников удалось точнее передать авторский замысел? Аргументируйте свой ответ.

16. Рассмотрите репродукцию картины Н. В. Неврева ”Торг” (цветная вклейка). Как связана ее тема с темой рассказа Тургенева “Муму”? Дайте развёрнутый ответ.

ЧАСТЬ 1 Выберите страницу

ЧАСТЬ 2 Выберите страницу

текст для составления плана:

«Теперь я могу рассказать вам с самого начала всю историю булки. Вам всё будет понятно и знакомо. Задумала хозяйка испечь булку. Налила в большой горшок воды, положила дрожжей, соли, насыпала муки и, засучив рукава выше локтя, принялась мешать. Клейковина склеила лёгкие рассыпающиеся крупинки муки в большой мягкий ком. Накрыла хозяйка горшок и поставила в тёплое место. Тут и пошла работа. Попав в тесто, дрожжи сразу взялись за своё привычное дело — добывание углекислого газа. Если бы в тесте не было клейковины, углекислый газ живо бы улетучился. Но клейковина, гибкая и тягучая, не даёт пузырькам газа выйти наружу. Как ни силится газ выбраться на волю, как ни раздвигает стенки своей тюрьмы, ему не удаётся прорвать тягучий мешок клейковины. Ком теста оживает, начинает шевелиться, подымается всё выше и выше, точно хочет выбраться вон из горшка. Но вот тесто ставят в печь. Тут с ним происходит множество превращений. На поверхности булки, где жар самый сильный, крахмал превращается  в декстрин. Получается твёрдая корочка. Внутри булки крахмал разбухает, как в варёной картошке, и делается мягким. Клейковина подсыхает, разрывается и даёт свободу углекислому газу. И, наконец, приятный запах свежеиспечённой булки разносится по комнатам».

(По М. Ильину)

1. Задумка испечь булку.

2. Работа дрожжей.

3. Превращения с тестом в печи и появление свежеиспечённой булки.

В нашем учебно-методическом комплексе вы найдете рассуждения о том, что хотел сказать автор, какую мысль скрывает то или иное произведение и как давно на свет появился известный поэт. А самое привлекательное — сделает это быстро, качественно и без лишних усилий. Авторы онлайн-гдз — это преподаватели, которые опирались на все строгие правила и требования государственного образовательного стандарта. Они также старались предоставить пользователям полную информацию, чтобы у школьников родителей или у кого-либо еще не появилось желание обратиться к другим сборникам за дополнительными данными. На нашем сайте они найдут не только представленный решебник, но еще и много других качественных справочников.

Рабочая программа ГДЗ по литературе за 5 класс Коровина, Коровин (Просвещение)

Этот год школьника будет насыщен знакомством с великими писателями и поэтами Украины. Авторы произведений будут разделены по тематике учебника. Всего за год школьникам предстоит изучить четыре больших блока (не считая вступления, повторения материала предыдущего года и заключения):

В них вы прочитаете рассказы к каждому сезону природы, календарно-обрядовые песни, стихи о любви и юмористические поэмы. Узнаете подробности личной жизни того или, иного писатель, какие события происходили в его жизни, что сподвигло идти по пути творческого человека. А также поймете как одновременно сложно и интересно изучать украинское литературное чтение.

Преимущества изучения украинской литературы с ГДЗ по литературе за 5 класс Коровина В. , Коровин В.

Нередко возникают случаи, когда ребенок, прочитав одно и то же произведение несколько раз, никак не может определить основную мысль и ответить на каверзные вопросы из учебника. В такие моменты как никогда нужна рука помощи, которую с радостью протянет онлайн-сборник. В решебнике вы найдете верные ответы на все вопросы из учебника, квалифицированный подход в определении главной идеи произведения, творчески написанные тексты, неограниченный онлайн-доступ по всему миру, возможность быстро разделаться с домашним заданием и свои будущие отличные оценки. Отличники, хорошисты, отстающие от программы — все школьники могут смело использовать решебник. Дополнительное пособие избавит их от необходимости:

Практика с ГДЗ поможет наверстать упущенное, избавиться от ошибок и закрепить знания. Всем тем, кому раньше этот предмет не нравился, начнут испытывать интерес к нему. И это положительно скажется на их отметках. Используя дополнительное пособие, вы по-настоящему полюбите литературу. Каждый новый урок вы будете встречать с теплой улыбкой и распростертыми объятиями. Задачник станет верным помощником в решении сложных вопросов и поднятии вашей самооценки, а вслед за ней подскочит успеваемость, ради чего так старается школьник. Решебник помогает быстрее усвоить материал и сэкономить свои силы и нервы. С его помощью ученики правильно распределят свое время, восполнят пробелы в знаниях и подтянут отметки по дисциплине.

. Желание хозяина сделать из собаки артистку.

. Обучение собаки.

. Восприятие собакой слова «талант».



Когда-то давно книги издавались и переиздавались, в них подробно, как бы из первых рук, рассказано о том, как люди жили на планете миллионы лет назад, во времена динозавров и до ледникового периода. На протяжении всего обучения в школе есть один предмет, требующий большого количества времени на самостоятельную подготовку и изучение, а именно литературное чтение. «ГДЗ по литературе за 5 класс Александрова, Аристова» поможет ребятам подробно разобраться как в теоретических аспектах дисциплины , так и во всех нюансах изучаемых произведений великих писателей.

Суть решебника по литературе за 5 класс Александрова, Аристова

Сборники готовых ответов по русскому языку математике и многим другим наукам уже давно стали привычным явлением чего не скажешь о литературном решебнике. А ведь потребность в нем среди школьников тоже достаточно высока. То и дело ребята испытывают трудности в таких аспектах изучения предмета как:

Стоит отметить, что помимо литературных произведений и практических упражнений из дидактического материала, курс дисциплины включает в себя теоретические аспекты. Как показывает практика, многие школьники имеют низкую успеваемость по литературе из-за недостатка теоретических знаний или слабых аналитических способностей. Работа с онлайн-сборником ГДЗ поможет развить и преумножить имеющиеся знания, повышая шансы на отличную итоговую оценку. Хотелось бы отметить и тот факт, что сам справочник верных ответов был разработан заслуженными преподавателями с многолетним стажем работы в области гуманитарных наук и отвечает строгим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Преимущества решебника

Стоит отметить, что школьная программа по литературе содержит не только интересные рассказы преподавателя и практические упражнения, но и теоретические параграфы, посвященные биографии писателей, значению литературных терминов и обзору произведений. Рассмотрим наиболее важные из них: жанры древнерусской литературы, фольклорные мотивы сказок Пушкина и отголоски греческих мифов в русской поэзии. Чтобы достойно справиться с освоением перечисленных тем и не опозориться в момент написания важной контрольной работы пятикласснику следует заручиться поддержкой грамотно составленного сборника Таким образом, материалам онлайн-решебника можно смело доверять при подготовке к очередному уроку. Когда под рукой есть готовые решения, любое задание уже не кажется сложным. Но не стоит забывать о том, что необходимо хотя бы попытаться выполнить работу самостоятельно. Самопроверка с использованием ответов сборника укажет на слабые стороны школьника, подчеркнет моменты, которые необходимо повторно изучить. Подсказки авторов пособия помогут подробно разобраться даже в самых сложных темах. С каждым разом вместе с повышением качества знаний будет расти и уверенность в собственных силах.

Всего получено оценок: 24988.

Обновлено 7 Июля, 2023

О произведении

Повесть «Ася» Тургенева была написана в 1857 году. В ней автор рассказывает о трагической любви 25-летнего светского мужчины и 17-летней девушки. Рассказ написан от первого лица, некого Н. Н., который вспоминает историю любви, приключившуюся с ним во времена его молодости.

Образ Аси в повести — это образ скромной и тонко чувствующей «тургеневской девушки», который занимает особое место в классической русской литературе.

На нашем сайте вы можете ознакомиться со списком героев и прочитать краткое содержание «Ася» по главам.

Место и время действия

События повести происходят летом 1857 года в небольшом немецком городке З. на берегу Рейна.

Главные герои

45-летний светский человек (господин Н. Н.) рассказывает историю, которая произошла 20 лет назад. В то время он был «здоров, молод, весел, деньги не переводились, заботы еще не успели завестись». Первая любовь молодого человека оказалась безответной: легкомысленная вдова, всячески поощрявшая его, ушла к другому мужчине, баварскому лейтенанту.

В поисках уединения Н. Н. покидает страну и поселяется в городе З., где и размышляет о бездушной вдове. Однажды вечером, сидя на скамье и глядя на реку, он слышит с противоположного берега, где располагается город Л., звуки вальса. У прохожего он узнает, что это «студенты приехали на коммерш». Заинтригованный, он переправляется на другую сторону.

Глава 2

В толпе зрителей Н. Н. знакомится с двумя русскими, представившимися братом и сестрой. Добродушный Гагин сразу понравился Н. Н. « Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят». Девушка Ася показалась герою миловидной: грациозно сложенная, «с почти детскими щечками и черными глазами». Она не была похожа на брата. Новые знакомые пригласили Н. Н. в свой дом с живописным видом на Рейн.

За ужином Ася немного «дичилась», но спустя время уже сама обращалась к Н. Н. Весь вечер девушка вела себя непринужденно, «напевала вполголоса, часто смеялась». Спустя два часа Ася, сославшись на усталость, ушла спать.

По пути домой герой почувствовал, что он счастлив, и уже дома, засыпая, заметил, как за весь день ни разу не подумал о своей жестокой возлюбленной.

Глава 3

Н. Н. посетил Гагин. Он рассказал о том, что хотел бы посвятить свою жизнь живописи. В ответ Н. Н. поведал историю своей несчастной любви. После беседы молодые люди отправились к Гагину смотреть этюды. От хозяйки они узнали, что Ася ушла на «развалины», и отправились на ее поиски.

Глава 4

«Развалинами» местные жители называли черную четырехугольную башню, возвышавшуюся на вершине голой скалы. На груде обломков герои увидели женскую фигуру, в которой узнали Асю. « Она хочет удивить нас, – подумал Н. Н., – к чему это? Что за детская выходка?».

Во время прогулки Ася случайно узнала о «даме сердца» господина Н. Н.

После трапезы Ася отправилась навестить фрау Луизе, а молодые люди остались вдвоем. Н.Н. постепенно привязался к честному, правдивому Гагину. « Не полюбить его не было возможности: сердце так и влеклось к нему».

Спустя четыре часа, друзья направились к дому старушки Луизы, где Н. Н. попрощался с Асей.

Глава 5

Прошло две недели. Н.Н каждый день навещал Гагиных и всегда узнавал Асю с новой стороны. Она знала французский и немецкий языки, имела хорошее воспитание, но было очевидно, «что этот дичок недавно был привит». Однажды, подойдя к калитке, Н. Н. услышал голоса, раздающиеся из беседки — Ася признавалась в любви Гагину. Н.Н. не решился к ним подойти и поспешил домой. По дороге он размышлял, для чего они столько времени обманывали его.

Глава 7

После бессонной ночи Н. Н. направился в горы, чтобы остаться наедине со своими мыслями. Он отсутствовал три дня, а вернувшись, находит послание от Гагина, в котором написано, что он очень расстроился из-за того, что Н. Н. не позвал его с собой в горы.

Глава 8

На следующий день в доме Гагиных наш герой рассказал о своих приключениях, однако, разговор не клеился. Ася не участвовала в беседе, а только «входила в комнату и убегала снова». Провожая гостя, Гагин поведал ему историю своей семьи.

Он рано лишился матери. Отец занимался его воспитанием, пока мальчику не исполнилось 12 лет. В дальнейшем брат его отца уговорил забрать племянника с собой в Петербург, где Гагин поступил в юнкерскую школу, затем был переведен в гвардейский полк. В первый раз он увидел Асю спустя 8 лет в доме его отца. Она была проворна и пуглива. Через четыре года, в свое очередное посещение родного дома, Гагин узнал от слуги Якова, что Ася – дочь его родителя и горничной Татьяны. После смерти отца он взял ее на воспитание в Петербург.

Ася стеснялась своего происхождения и в первые дни даже боялась Гагина, но потом, увидев, что он ее принял и полюбил, к нему привязалась. Так как Гагин не мог жить вместе с сестрой, он отдал ее в пансион, в котором она проучилась до 17 лет. Затем Гагин ушел в отставку и вместе с сестрой покинул родную страну.

После беседы молодые люди вернулись в Л. Н.Н. осознал, что в девушке ему нравится не только ее необузданный нрав, но и душа.

Главы 9-10

Н. Н. отправляется с Асей на прогулку. Девушка цитирует строки из «Евгения Онегина» и говорит, что мечтала бы быть Татьяной. С присущей ей открытостью она спрашивает Н. Н., что ему нравится в женщинах, а после сообщает: если бы они были птицами, то они бы утонули в синеве неба. Н.Н. замечает, что есть чувства, которые окрыляют и могут оторвать от земли, вот только «кажется, он до сих пор не летал».
Они возвращаются домой. До самого вечера друзья весело проводят время. Во время вальса с Асей Н. Н. впервые улавливает в ее облике черты женственности. На обратном пути молодого мужчину одолевают чувства непонятной тревоги и счастья одновременно.

Главы 11-12

На следующий день молодой Н. Н. застал Гагина, выпачканного красками, перед полотном. В порывах вдохновения он активно размахивал кистью. Настроение Аси в этот день было переменчивым, то она была грустна и молчалива, то непринужденно беседовала с Н. Н. и весело смеялась. Её беспокоили мысли о том, что молодой человек, возможно, считает ее легкомысленной, но она уверяла, что была с ним всегда откровенна. Возвращаясь домой, молодой человек подумал: «Неужели она меня любит?».

Глава 13

Этот вопрос волновал мужчину и на следующее утро. Он отправился в город Л., пробыл в доме Гагиных целый день. Ася появилась на минуту, «бледная, худенькая, с повязанным лбом» и предупредила, что ей нездоровится, после чего ушла к себе.

На другой день Н. Н. в полубессознательном состоянии гулял по городу, мысли о девушке не покидали его. Неожиданно его окликнул мальчик и передал письмо от Аси, в котором девушка назначала ему встречу у каменной часовни по дороге к развалинам.

Глава 14

Вернувшись домой, молодой человек несколько раз прочитал записку. Неожиданно дверь отворилась, и вошел Гагин, из разговора с которым Н. Н. узнал, что Ася в него влюблена. Она призналась брату в этом прошлой ночью. Девушка расспрашивала, не рассказал ли он Н. Н. ее историю, боялась, что после этого он будет презирать ее. Девушка слезно просила им вместе уехать из этого города. Гагин решил перед отъездом переговорить с Н. Н. Он был уверен, что наш герой не женится на его сестре. Тот, в свою очередь, признался: ему нравится Ася, и попросил дать ему время все обдумать. После ухода Гагина мужчина размышлял, как ему действовать дальше. « Жениться на семнадцатилетней девочке, с ее нравом, как это можно!» – думал он.

Глава 15

Н. Н. в назначенный час отправился на встречу. Однако, мальчик, встретивший его на противоположном берегу, передал, что «фрейлейн Annette» изменила место свидания и ждет его в доме у фрау Луизе.
Чувства боролись в нем: счастье, казалось, было совсем рядом, но ему нужно было сдержать данное брату слово. « Я не могу на ней жениться, – решил он, наконец, – она не узнает, что и я полюбил ее».
Дверь открыла ему старушка и повела вверх по крутой лестнице. На третьем этаже она указала ему на маленькую дверь.

Глава 16

Мужчина долго блуждал по городу. « Разве я точно хотел такой развязки? Разве я в состоянии с ней расстаться? Разве я могу лишиться ее? Безумец! Безумец!» – повторял он. Н.Н. снова отправился в дом, где жила Ася. Его встретил Гагин и сказал, что она еще не вернулась от фрау Луизе. Молодые люди отправились ее искать. Чтобы быстрее найти, они решили разделиться.

Глава 19

Н. Н. искал ее всюду: обошел все улицы в городе, постоял у окна фрау Луизе, вернулся к берегу Рейна. Он кричал ее по имени, признавался, что любит и никогда с ней не расстанется. Аси нигде не было видно. Тогда он отправился к Гагину узнать, не нашел ли ее он.

Глава 20

В комнате Аси он увидел свет. Её брат заверил, что она вернулась и все в порядке. Молодые люди распрощались. Выйдя, Н. Н. хотел было уже постучать к ней в окно, но решил отложить до завтра то, что хотел сказать. Он желал сделать ей предложение.

Он не помнил, как вернулся домой. Его несли «какие-то широкие, сильные крылья». « Завтра я буду счастлив!» — думал он.

Главы 21-22

На другой день его встретила служанка и сказала, что Гагины уехали. Она вручила ему письмо, в котором «от Аси не было ни строчки». Ему писал Гагин и просил не обижаться за их внезапный отъезд. « Есть предрассудки, которые я уважаю; я понимаю, что вам нельзя жениться на Асе», – писал он.

В тот же день он отплыл в Кёльн, где узнал, что они уехали в Лондон. Н.Н. отправился за ними, но поиски в Лондоне оказались напрасными. Он не увидел их более, не увидел Аси.

Завершая свой рассказ, Н. Н. признался, что он был молод, и впоследствии у него были женщины, но чувство, пробужденное в нём Асей, «то жгучее, нежное, глубокое чувство», уже не повторилось.

И что в итоге?

Ася — уезжает с братом, навсегда расставшись с господином Н. Н.

Господин Н. Н. — отправившись за Асей в Кёльн, потом в Лондон, не сумел её найти и больше никогда не встречался с ней. На протяжении жизни “знавал других женщин”, но больше не ощущал того нежного чувства, которое пробудила в нём Ася.

Гагин — оставив письмо для Н. Н., увозит сестру.

Заключение

Краткий пересказ повести «Ася» подробно раскрывает тему любви, которая чиста, и ей чужды предрассудки. Ася открыла свои чувства Н. Н. От счастья главного героя отделяло всего лишь одно, так и не произнесенное им слово. Скорый отъезд Аси не дал ему второго шанса признаться ей в любви.

Автор призывает читателя быть счастливым именно сейчас. « У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее, и то не день, а мгновенье».

Тест по повести

Для проверки знаний краткого содержания пройдите этот небольшой тест.

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

Рейтинг пересказа

А какую оценку поставите вы?

Запросы «Лесков» и «Лесков, Николай» перенаправляются сюда; см. также другие значения терминов Лесков и Лесков, Николай.

Мать, Марья Петровна Лескова (урождённая Алферьева, 1813—1886), была дочерью обедневшего московского дворянина. Одна из её сестёр, Наталья Петровна Константинова (Алферьева), была замужем за состоятельным орловским помещиком, другая, Александра Петровна Шкотт (Алферьева) — за богатым англичанином; её брат Сергей Петрович Алферьев был известным медиком, профессором Киевского университета. Младший брат писателя Алексей (1837—1909) также пошёл по медицинской стезе, став доктором медицинских наук.

Николай Лесков. 1861 год

Лесков начал печататься сравнительно поздно — на двадцать шестом году жизни, поместив несколько заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости» (1859—1863), несколько статей — в киевских изданиях «Современная медицина», который издавал А. П. Вальтер (статья «О рабочем классе», несколько заметок о врачах) и «Указатель экономический». Статьи Лескова, обличавшие коррупцию полицейских врачей, привели к конфликту с сослуживцами: в результате организованной ими провокации Лесков, проводивший служебное расследование, был обвинен во взяточничестве и вынужден был оставить службу.

Статья о пожарах

С начала 1862 года Н. С. Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела», где начал писать как передовые статьи, так и очерки, нередко на бытовые, этнографические темы, но также — критические статьи, направленные, в частности, против «вульгарного материализма» и нигилизма. Высокую оценку его деятельность получила на страницах тогдашнего «Современника».

Н. С. Лесков. Примерно 1880-е гг.

Титульный лист первого отдельного издания романа «Соборяне»

Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры.

При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:

Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.

После разрыва с Катковым материальное положение писателя (к этому времени женившегося вторично) ухудшилось. В январе 1874 года Н. С. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни. В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу.

В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.

В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах «Задушевное слово» и «Игрушечка»: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Н. Пешкова-Толиверова, ставшая в 1880—1890 гг. близкой приятельницей прозаика. Вместе с тем в творчестве писателя усилилась и сатирически-обличительная линия («Тупейный художник», «Зверь», «Пугало»): наряду с чиновниками и офицерами в числе его отрицательных героев стали всё чаще появляться священнослужители.

Отношение к церкви

Могила Н. С. Лескова на Литераторских мостках

Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.

Индивидуализацию языка персонажей и речевые характеристики героев Н. С. Лесков считал важнейшим элементом литературного творчества.

Личная и семейная жизнь

В 1865 году Лесков вступил в незарегистрированный брак с киевлянкой Екатериной Степановной Бубновой (урождённой Савицкой), которая была потомком киевского зодчего Ивана Григоровича-Барского;

Лесков становится отчимом её детям — Николаю, Борису и Вере.

В 1866 году у них родился сын Андрей (Дрон). А. Н. Лесков сделал военную карьеру, стал генералом и оставил книгу о своем отце «Жизнь Николая Лескова».
Его сын, Юрий Андреевич (1892—1942), стал дипломатом, вместе с женой, Еленой Александровной Лесковой, урождённой баронессой Медем, после революции осел во Франции.
Их дочь, единственная правнучка писателя, Татьяна Лескова (род. 1922) — балерина и педагог, внёсшая весомый вклад в становление и развитие бразильского балета. В 2001 и 2003 годах, посетив дом-музей Лескова в Орле, она передала в его коллекцию семейные реликвии — лицейский значок и лицейские кольца своего отца. В январе 2022 года она в возрасте 99 лет была награждена медалью за вклад в развитие балета в Бразилии. Указ о награждении Татьяны Лесковой подписал лично президент страны Жаир Болсонару. « Татьяна Юрьевна как хранительница классической традиции русской балетной школы внесла значительный вклад в становление в Бразилии танцевального искусства. Несмотря на свой почтенный возраст, она продолжает активно участвовать в жизни русской общины в Рио-де-Жанейро, остается важной фигурой в объединении соотечественников», — отметил генконсул РФ в Рио-де-Жанейро.

Лесков заботился о приёмной дочери Варе Долиной, в завещании она была уравнена в правах с его собственными детьми Верой и Андреем. Пасынок Николай Михайлович Бубнов, ставший известным историком, в своих мемуарах «Сквозь череду потерь» отметил благотворное влияние на его воспитание жизни в семье Н. С. Лескова.

Н. С. Лесков. Рисунок И. Е. Репина, 1888—89 гг.

Композитор Дмитрий Шостакович по повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» создал одноимённую оперу, первая постановка которой состоялась в 1934 году.

В 1988 году Родион Щедрин по мотивам той же повести создал одноимённую музыкальную драму в девяти частях для смешанного хора а капелла.

Адреса в Санкт-Петербурге

Портрет Лескова кисти А. З. Ледакова в музее г. Орла

Лесков Н. С. на художественном почтовом конверте. 1981 г.

Андрей Николаевич Лесков (сын писателя) на протяжении долгих лет работал над биографией отца, закончив её ещё до Великой Отечественной войны. Эта работа вышла в свет в 1954 году.

В 1974 году в Орле на территории литературного заповедника открыт дом-музей Н. С. Лескова. К 150-летию со дня рождения писателя в том же городе установлен памятник Лескову.

В честь Николая Лескова названы улицы во многих городах России, в том числе:

Лесков в филателии