6 Класс
ГДЗ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС ОПИСАНИЕ БАЙКАЛА - image9

ГДЗ ПО БИОЛОГИИ 6 КЛАСС ПОНОМАРЕВА 12

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

В чем заключается помощь решебника по биологии 6 класс Пасечник В.

Многие родители со скептицизмом относятся к ГДЗ, считая, что подобные пособия сделают из ребенка ленивого бездельника, неспособного воспринимать информацию, которую ему преподносят в школе. Но если правильно подходить к использованию решебника, то он не просто не сделает лентяя из ребенка, но также позволит ему стать настоящим вундеркиндом в области биологии.

К безделью и нежеланию учиться приводит не использование дополнительной литературы с подробными решениями, а переутомление и регулярные ошибки, которые влекут за собой плохие оценки и неуверенность в своих силах. Решебник позволит шестикласснику:

В среднем звене уровень изучения предметов становится более серьезным, и биология не исключение. Онлайн-справочник на нашем портале может помочь ученикам разобраться с трудностями и углубить свои знания в этой предметной области.

Преимущества решебника к рабочей тетради по биологии для 6 класса от Пасечника

В пользу использования сборника ответов с платформы могут быть представлены различные аргументы. Например, он предоставляет быстрый доступ к правильным ответам и объяснениям, что может помочь шестиклассникам самостоятельно проверять свои решения и исправлять ошибки. Также, сборник может быть полезным в случае, когда ученику требуется дополнительная поддержка для понимания материала или выполнения заданий. Нужно знать:

Шестиклассники, которые имеют трудности в освоении предмета, могут использовать ответы из виртуального консультанта для нахождения решений заданий. С которыми они не могут справиться самостоятельно. Они могут использовать ГДЗ как инструмент для подготовки к контрольным и проверочным работам.

Обязательный курс онлайн-сборника по биологии рабочая тетрадь за 6 класс (автор

Использовать ресурс могут ученики, которые проявляют заинтересованность в биологии и планируют поступать в медицинские, химико-биологические школы или участвовать в предметных олимпиадах, могут использовать сборник для более глубокого изучения предмета и практической подготовки к конкурсам. Репетиторы, работающие с шестиклассниками, могут использовать материалы из ГДЗ для разработки своих программ и планов работы с учениками, в соответствии с требованиями нормами федерального государственного образовательного стандарта. Справочник может быть полезным ресурсом для подготовки учебных заданий и проверки прогресса учеников. В целом, онлайн-справочник имеет широкую аудиторию пользователей и является популярным учебным пособием для различных категорий лиц. Темы и разделы:

Более того, использование сборника ответов может быть эффективным в ситуациях, когда ученик сталкивается с отсутствием доступа к учителю или репетитору. Благодаря этому сборнику, ученики могут развивать навыки самостоятельного анализа и обучения, что способствует их интеллектуальному развитию. В конечном счете, решение о том, использовать ли сборник ответов или нет, остается на усмотрение родителей, педагогов и самих учеников. Важно помнить, что использование сборника должно быть дополнительным ресурсом, а не заменой учебникам и работе с учителем. В целом, справочник-решебник предоставляет возможность самостоятельного обучения, экономии времени и денег, а также развития навыков работы с информационными ресурсами.

Плод. Разнообразие и значение плодов

№ 1. Что цветок – генеративные орган растения.

Цветок является генеративным органом растения, который представляет собой видоизмененный спороносный побег.

Добавить текст Вернуть оригинал

№ 2. Что в завязи формируются семязачатки, а в пыльниках – пыльца.

Завязь – это нижняя, замкнутая, полая часть пестика, несущая и защищающая семязачатки. В ней может располагаться от одного до нескольких тысяч семязачатков. Внутри нее происходит мегаспорогенез и мегагаметогенез.

Пыльник – это верхняя расширенная фертильная часть тычинки. Сам пыльник состоит из двух половинок, которые соединены связником.

№ 3. Что после опыления и оплодотворения из цветка развивается плод с семенами.

Попадая на рыльце пестика и под воздействием всех питательных веществ, которые выделяются пестиком, пыльца начинает прорастать. Сначала образуется пыльцевая трубка, которая внедряется в ткань рыльца. Далее кончик пыльцевой трубки выделяет вещества, которые размягчают ткань рыльца и столбика. Также в формировании пыльцевой трубки берет участие и сифоногенная клетка. После того, как в зародышевый мешок проникает кончик пыльцевой трубки, он лопается и спермии проникают внутрь. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, в результате чего развивается диплоидная зигота.

Вопросы в конце параграфа

№ 1. Каковы причины большого разнообразия плодов у цветковых растений?

Причинами большого разнообразия плодов у цветков растений можно назвать их приспособленность к существованию в окружающей среде, к большей вероятности опыления ветром, с помощью насекомых и животных.

№ 2. Какие растения имеют сочные многосемянные плоды?

Сочные многосемянные плоды имеют такие растения: малина, ежевика, шиповник, крыжовник, смородина, клубника.

№ 3. Какие способы распространения семян вы наблюдали в природе? Приведите примеры.

В природе мне довелось наблюдать такой способ распространения семян растений, как перенос ветром, с помощью насекомых (опыление пчелами и осами), людей (посев лука, петрушки, укропа) и животных (семена репейника цепляются за шерсть).

№ 4. В чем состоит главная роль плодов в жизни растения?

Плод является важным органом цветкового растения, который обеспечивает развитие, созревание, распространение семян.

№ 5. Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о разнообразии плодов и их роли в природе и в жизни человека.

Весь растительный мир богат разнообразием плодов. Связано это, в первую очередь, с тем, что все растения уникальны и что каждое из них приспособилось тем или иным образом к существованию в окружающей среде и распространению в ней своих семян.

Все плоды различаются по количеству семян. Например, выделяют односемянные плоды (абрикос, слива) и многосемянные (подсолнух, огурец). Также их делят на две группы: сухие (орех, зерновка, бобовые) и сочные (тыква, яблоко, ягоды).

Одно из главных значений плодов растений в природе – это развитие и созревание семян. Благодаря своевременному созреванию плодов осуществляется расселение растений на новые и дальние территории. Помогает в этом ветер, течение водоемов, птицы и животные. Ветер легкие по весу плоды срывает с деревьев и проносит на довольно большие расстояния. У некоторых плодов есть крыльеподобные выросты, например, у клена. Попадая в воду, плоды также доставляются течением в разные места, где в будущем семена из них прорастают в новое растение. Помогают в распространении плодов и птицы, животные, люди.

Многие плоды являются незаменимыми пищевыми продуктами, например, яблоки, виноград, помидор, огурец и т.д. Их употребляют в пищу не только люди, но и животные.

Ответьте на Вопросы в конце параграфа

№ 1. Из чего состоит зародыш семени?

Зародыш семени состоит из таких частей: две семядоли, корешок, стебель, почечка.

№ 2. Как отличить корневище от корня?

Корневище – это видоизмененный побег. На нем могут располагаться листья, почки растений. Основными функциями корневища является возобновление, запас питательных веществ, размножение. Корень – это подземный вегетативный орган растения. Он обеспечивает укоренение в почве, поглощает воду и питательные вещества из нее.

№ 3. Каковы функции узла и междоузлия стебля растения?

На стебельке любого растения можно увидеть узлы и междоузлия, которые повторяются. В узлах происходят ветвления стебелька, от них растут новые листья, побеги и придаточные корешки. Также в узлах формируются почки.

Функция междоузлия заключается в равномерном распределении листков и веток по всей длине стебля растения. Другими словами, они обеспечивают растению максимально равномерную крону, что способствует полноценному получению солнечного цвета всеми узлами, побегами и листьями.

№ 4. Какие почки бывают у растений? Назовите характерные черты их строения.

У растений бывают почки двух видов: вегетативные и генеративные. Вегетативные почки образуют листья. Они имеют продолговатую форму, тонкие и состоят из зачаточных листьев, почечной чешуи, стебелька и побега.

Генеративные почки отличаются округлой формой, состоят из зачаточного стебелька, побега, листьев. Внутри таких почек находится зародыш цветка.

№ 5. Каковы особенности строения цветка?

Развивается цветок на тонком стебельке – цветоножке. У некоторых видов цветков нет цветоножки, поэтому они называются сидячими. Вверху цветоножка переходит в цветоложе. Оно имеет вид утолщенного стебелька. Именно из него растут остальные части цветка.

У некоторых цветов имеются маленькие зеленые листики – чашелистики, которые образуют чашечку. Лепестки яркоокрашенные и все вместе образуют венчик. Чашечка и венчик вместе образуют околоцветник. Также у цветка есть пестики и тычинки – главные его части. Тычинки – это мужские части цветка, в которых зреет пыльца. Каждая из тычинок отдельно состоит из пыльника и тычиночной нити.

№ 6. Почему побег считают системой органов?

Потому что он состоит из стебелька, листьев и почек.

№ 7. Какие причины привели к развитию у растений видоизменений их органов?

Причинами развития у растений видоизменений органов являются условия их обитания.

№ 8. Чем отличается строение клубня от луковицы?

Клубень имеет глазки по всей своей поверхности – пазушные почки. В них в будущем развиваются листовые побеги. Луковица стоит из множества видоизмененных листьев – чешуй, в которых накапливаются питательные вещества.

№ 9. Каково биологическое значение соцветия?

В первую очередь, соцветия необходимы растениям для того, чтобы привлекать насекомых, что повышает вероятность их опыления и увеличивает шансы на оплодотворение.

№ 10. Какую функцию у растения выполняют чечевички?

Чечевички – это образования в виде мелких бугорков на поверхности молодых ветвей, которые служат для обеспечения газообмена в стеблях с перидермой – вторичной покровной тканью.

А. Дополните фразы, выбрав правильный ответ:

а) зона проведения;

б) зона роста;

в) зона деления;

г) зона всасывания.

Б. Отгадайте, что это?

«Имею листья, но не расту, имею пищу, но не ем, а лежу и жду хороших времен».

Ответ: зародыш семени.

В. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные можете использовать любые:

1) к, м, б.

2) к, р, н, в, щ.

3) л, б.

Г. Уберите лишнее слово

1) венчик, чашечка, околоцветник, околоплодник;

2) Пестик, семя, завязь, рыльце;

3) Почка, черешок, пластинка, жилки.

Д. Соотнесите термины в левом и правом столбцах таблицы:

1 – В, Д, З.

2 – А, Б, Г, Е, Ж.

Обсудите проблему в классе

№ 1. Что произойдёт в природе, если у всех растений одновременно прорастут все семена?

Я думаю, что, если у всех растений одновременно прорастут все семена, это негативно скажется на состоянии почвы. Ведь растения питаются водой и минеральными веществами, растворенными в ней. Также не будет возможности выращивать необходимые растения, например овощи или фрукты. Одни растения будут вытеснять другие.

№ 2. Используют ли знания о строении ствола дерева при изготовлении фанеры?

Я считаю, что знания о строении ствола дерева особенно важны для тех, кто работает в деревообрабатывающей промышленности. Так как фанера изготавливается с помощью среза ствола, нужно знать, как расположены в этом стволе волокна, а также какими биологическими и химическими свойствами обладает древесина. Это позволит создавать прочный и качественный конечный продукт (в данном случае листы фанеры), а также смешивать древесину с разными химическими веществами для получения разных материалов.

№ 3. Какие биологические знания необходимы садовнику, растениеводу, цветоводу?

Садовники, растениеводы и цветоводы должны обязательно знать обо всех особенностях и свойствах растений. Они должны понимать, сколько требуется воды для полива, сколько нужно солнечного света для их роста, какими удобрениями и когда именно удобрять растения.

Стр. 74. Выскажите свое мнение

№ 1. Известно, что животные используют до 90 % всех плодов и семян, которые вырастают на растениях в течение года. Что это – польза или вред для растений?

С одной стороны, употребляя в пищу плоды и семена растений, животные способствуют тому, что они не размножаются, а значит, уменьшается их численность. Это негативное влияние.

Но, с другой стороны, они могут быть и переносчиками семян, что благоприятно сказывается на расселении растений на новых территориях.

№ 2. Целесообразно ли сгребать в кучи осенние листья в садах, парках, на газонах и увозить их как мусор? Как эти действия человека могут повлиять на жизнь растений и других живых организмов на данной территории?

В перегное обычно развиваются бактерии и паразиты, которые весьма нежелательны для растений. Из-за них они могут заболеть и погибнуть. Сгребание осенних листьев в кучи в садах, парках и на газонах, а в дальнейшем и их вывоз в мусор я считаю целесообразным, ведь таким образом облагораживается территория.

Также перегной из листьев можно использовать целенаправленно на отдельные виды растений, например, для деревьев, которые нуждаются в удобренной почве.

Как вы оцениваете применение декоративной стрижки деревьев и кустарников в городских парках (создание из кроны растений различных геометрических фигур и фигур зверей)?

Я считаю, что декоративная стрижка деревьев и кустарников в городских парках нужна, чтобы облагородить их, придать красивый внешний вид, обеспечить больше света растениям, которые растут рядом с ними. Но только в том случае, если эта процедура не вредит растениям и они не засохнут из-за нее.

Проведите наблюдение и сделайте вывод:

После проведения наблюдений за веткой березы, которая была поставлена в воду, можно сделать вывод, что через некоторое время на ней стали набухать маленькие почки. Еще спустя несколько дней они стали раскрываться и появились первые молодые листочки.

Таким образом, можно заявить, что благодаря достаточному количеству воды, тепла и света почки на ветках распускаются даже в домашних условиях тогда, когда наступает весна.

Учимся создавать проекты, модели, схемы

№ 1. Выполните проект по созданию модели, имитирующей работу корневых волосков растения (или работу устьиц). Наметьте план реализации проекта, обозначьте задачи, которые вы должны решить при создании модели, выполните рисунок модели – имитатора корневого волоска (устьица). Опробуйте созданную модель. Описание своей работы и ее результаты изложите на бумаге в виде отчета. Покажите его учителю, обсудите с одноклассниками. Положите отчет в портфолио.

На корнях каждого растения имеются корневые волоски, которых насчитывается очень много. Корневые волоски недолговечны. В процессе роста корня они быстро появляются в его нижней части – в зоне всасывания, и так же быстро отмирают в его верхней части.

Зона всасывания корня занимает около 1-2 см. в ней и располагается большое количество корневых волосков, которые внешне выглядят как трубчатые выросты клеток наружной кожицы. Их длина в среднем составляет 0,15 – 8 мм, а продолжительность жизни занимает всего 10 – 15 дней. С помощью этих волосков растение всасывает воду и минеральные вещества из почвы. Благодаря их наличию увеличивается площадь поглощающей поверхности корня. Также они несут в себе и механическую функцию – служат опорой для верхней части корня.



№ 2. Смоделируйте проект опыта «Прорастание семян в зависимости от разной температуры воздуха»:

а) при обычной комнатной температуре (18-20 C°);

б) с подогревом (до 25-27 °C);

в) при достаточно низкой температуре (примерно 3-6°C).

Проверьте свой проект опыта с использованием семян подсолнечника или гороха.

Сухие семена долгое время могут храниться без изменений. Однако, если их высадить в почву и обеспечить им достаточный уровень влажности, они начнут прорастать. Для реализации опыта возьмем два стакана воды и проведем действия:

№ 1. Создание коллекции рисунков (муляжей, фотографий) плодов растений, растущих в вашем крае.

Самыми распространенными растениями, которые можно обнаружить первыми уже в конце апреля, в моем крае являются медуница, хохлатка, мать-и-мачеха, примула, гусиный лук. В конце марта распускаются сережки у лещины и ольхи, у осины, ивы и березы. Чуть позже зацветают яблони, груши, вишни, абрикосы, персики.

Из кустарников в моем крае можно встретить волчье лыко, черёмуху, красную бузину. Из трав – одуванчик, белокопытник ложный, чистотел, сердечник и многие другие.

Плоды растений моего края:



№ 2. Подготовка электронной презентации на тему «Разнообразие видоизменений органов растений».

В презентации можно рассказать о разнообразии видоизмененных органов растений:

Основные процессы жизнедеятельности растений

ВПР Биология 6 класс Варианты с ответами

ВПР 2023 Биология 6 класс Демоверсия Образец концентрическая программа

Расход 250-300 грамм на 100 кв.м.

Основными показателями люцерны является зимостойкость, урожайность, высокие кормовые качества. Именно по этим показателям люцерна занимает первое место среди кормовых культур. Принято считать, что если люцерну посеять один раз, она будет расти в течении десяти лет, за один сезон дает четыре, а иногда и шесть укосов, скот любой породы при поедании люцерны нагуливает жир.

В настоящее время люцерну выращивают более чем в 80 странах мира. Многочисленные опыты, проведенные в условиях Свердловской, Пермской областей показали, что люцерна имеет ряд преимуществ перед клевером луговым.

люцерны стержневая с мощно развитым главным корнем и хорошо разветвленными боковыми корешками.  В первые месяцы после посева корневая система растет и развивается быстрее надземной части растения. В возрасте трех месяцев длина гласного корня в два раза превосходит длину основного стебля. Наиболее сильный рост корней в глубину наблюдается перед началом цветения. Толщина стержневых и боковых корней зависит от вида и сорта люцерны, условий питания, густоты травостоя, влажности почвы и подпочвы. люцерны травянистые, в поперечном сечении почвы круглые или четырехгранные. люцерны сложные, тройчатые с прилистниками. Боковые листья сидячие, на коротких ножках. В пределах одного растения листья имеют неодинаковую форму. Наибольшее количество листьев люцерна имеет в период ветвления- начала бутонизации.  обоеполые с короткими цветоножками. Устройство цветка люцерны препятствует самоопылению и ветроопылению.

Одно из лучших многолетних культур для использования в качестве сидерата ( зеленое удобрение). Короткие сроки созревания улучшают плодородие, структуру почвы и защищает ее от эрозии. Отличный медонос. Прекрасно подходит для сильно истощенных и запущенных участков. Используется в кормовых целях в зеленом виде или для заготовки кормов (сена, сенажа, травяной муки).

Максимальный урожай семян

У нас Вы можете получить полную консультацию по посеву, подготовке почвы и уходу за газоном.

Рекомендации по посеву

Для определения благоприятного состава почвы достаточно обратить внимание на наличие сорняков. Если же почва имеет большие проплешины, или вообще отсутствует покрытие, вносить удобрения.

После основной обработки удобрениями, обязательной процедурой является перекопка почвы на глубину не менее 10-15 см. Далее, разбив и выровняв участок по Вашим желаниям, необходимо утрамбовать ранее вскопанную поверхность ручным катком массой не менее 50 kg. Завершением подготовки к посеву является прохождение по поверхности веерными граблями для нанесения борозд нужной глубины.

Равномерно распределить семена по поверхности из расчета 250-300 грамм на 100 квадратных метров(1 сотка). Углубить семена веерными граблями. Утрамбовать ручным катком. Обильно поливать 1-2 раза в день.

Основным уходом за газоном является ежедневный полив, стрижка.

Система автоматического полива позволит достичь равномерного всхода по всей территории участка.

Стрижка газона осуществляется 1-2 раза в месяц, стрижка позволяет в разы увеличить рост и плотность покрова, является обязательной процедурой для Вашей идеальной лужайки.

Семена газона хранятся в сухом и проветриваемом помещении при температуре не выше 10-15 °С. Семена репродукционные, прошли лабораторный контроль качества и соответствуют стандарту.

Люцерна отлично уже прижилась в  52 субъектам Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Крым, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Чеченская республика, Алтайский край, Забайкальский край, Краснодарский край, Пермский край, Красноярский край, Ставропольский край, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Вологодская область, Волгоградская область, Ивановская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Курганская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Ростовская область, Самарская область, Саратовская область, и т.д.

Перед перекопкой смачивание почвы облегчает процесс !

Озеленение участка 100% благоприятно сказывается на здоровье человека. Очищение органов человека, таких как легкие и дыхательные пути, кровообращение и клетки головного мозга. Особенно актуально людям как пожилого возраста, так и проживающим и в черте большого города.

Принимаются заявки на формирование индивидуальных составов, из следующих видов трав: Мятлик луговой, овсяница красная, овсяница луговая, тимофеевка, райграс однолетний, райграс многолетний, полевица, клевер белый, клевер красный, донник, фацелия, люцерна

Биология 6 Пономарева Учебник §6. Условия прорастания семян. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Биология 6 класс (Пономарева) Учебник §6

§ 6. Условия прорастания семян.

Вспомните:• из каких частей состоит зародыш растения; • какие семена способны прорастать.

Нажмите на спойлер, чтобы увидеть ОТВЕТЫ

№ 1. Из каких частей состоит зародыш растения? Зародыш растения состоит из таких частей: Корешок, Стебелек, Семядоли (зародышевые листья), Почечка.№ 2. Какие семена способны прорастать? Прорастать способны все семена, при условии, что они попадают в благоприятную среду с достаточным уровнем влажности, света, тепла.

Значение воды и воздуха для прорастания семян.

Семена, попав в благоприятные условия, прорастают и дают жизнь новому растению. Способность семян к прорастанию называют всхожестью.

Прорастание — это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

Прорастание семян обычно начинается с момента проникновения воды в семя через семявход. Проникнув в семя, вода вызывает его набухание — семя несколько увеличивается в объёме. При этом набухают и запасные питательные вещества, находящиеся в семядолях и эндосперме. Они переходят в растворимое состояние и становятся доступными для клеток живого зародыша.

Роль воды в прорастании семян можно доказать опытным путём (рис. 34). Для этого нужно взять три сосуда и на дно каждого из них положить несколько семян гороха. Затем один сосуд оставить без воды, в другой налить её немного, а третий заполнить водой почти доверху.



В третьем сосуде семена набухли, но погибли от того, что толща воды закрыла доступ воздуха к их зародышам. Опыт убеждает в том, что для прорастания семян необходимы не только вода, но и кислород воздуха.

⇒ Кислород воздуха — ещё одно важное условие прорастания семян и развития проростка.

Значение запасных питательных веществ семени.

Запасные вещества необходимы не только для питания зародыша в период его формирования внутри семени, но и во время прорастания семени. Если запас питательных веществ в семени недостаточен, прорастание происходит медленно.

⇒ Без использования питательных веществ, запасённых в семени, зародыш растения не развивается и растение не формируется.

В зародыше, поглощающем питательные вещества, запасённые в семядолях или эндосперме, происходит интенсивный обмен веществ, и он быстро растёт. При этом его клетки активно дышат, поглощая кислород и выделяя углекислый газ и тепло.

В природе семена, попавшие в почву, обычно не испытывают недостатка в кислороде, поэтому, получив достаточное количество влаги, прорастают.

Холодостойкие растения (пшеницу, рожь, редис, салат, морковь, капусту) высевают ранней весной, а теплолюбивые (огурец, тыкву, перец, помидор, кукурузу) — только в начале лета, когда почва достаточно прогреется. Часто теплолюбивые растения проращивают в помещении, а потом в виде рассады в тёплое время года высаживают на грядки.

На прорастание семян большинства видов растений освещённость не влияет. Но существуют растения, семена которых прорастают только в темноте (чернушка) или только на свету (петуния). Семена тыквы прорастают быстрее в темноте.

Влияние света на прорастание семян вы можете сами проверить на простейшем опыте. Для этого надо взять две тарелки и на каждую из них положить фильтровальную бумагу или тряпочку, смочить их водой и на каждую поместить для проращивания по 30 горошин или 30 семян редиса. Накрыть влажной тряпочкой. Затем одну тарелку поместить в темноту (например, в шкаф), а другую оставить на свету. Дней через 5-7 вы увидите, что семена, которые содержались в темноте, развились лучше и проросло их больше, чем на свету.

Сроки посева семян.

Определяя сроки посева семян, следует учитывать особенности прорастания семян и погодные условия. При посеве очень важно учесть глубину заделки семян в почву, которая прежде всего зависит от размеров самих семян.

⇒ Чем крупнее семя, тем глубже его заделывают в почву.

Мелкие семена заделывают в почву на небольшую глубину, а некоторые высевают даже по поверхности почвы. Крупные семена, например гороха, фасоли, тыквы, заглубляют в почву на 4-5 см. Семена, средние по размеру (например, огурца, томата, редиса, моркови, свёклы, лука и петрушки), — на глубину 2-3 см. Мелкие семена мака, репы, салата, сельдерея сеют по поверхности почвы, лишь слегка присыпав сверху слоем почвы высотой не более 1,5-2 мм. Глубина заделки семян зависит также и от качества почвы. В песчаную почву семена заделывают глубже, чем в плотную глинистую.

ВЫВОДЫ: Необходимыми условиями прорастания семян являются: наличие воды, кислорода воздуха, определённой температуры и запасных питательных веществ в семени. Чтобы получить хороший урожай, необходимо соблюдать сроки посева семян и глубину их заделки в почву.

Вопросы после §6 (стр. 37)

№ 1. Назовите главные условия, необходимые для прорастания семян. Главными условиями для прорастания семян являются: – Наличие воды (набухание и увеличение в объеме семени), – Кислород воздуха (развитие проростка), – Запасные питательные вещества (питание зародыша, формирование растения), – Оптимальная температура (достаточное количество тепла или холода), – Свет (некоторые растения, например чернушка прорастает в темноте, а петуния – только на свету).

№ 2. Почему свежесобранные семена перед закладкой на хранение подсушивают? Семена перед закладкой подсушивают, чтобы исключить их преждевременное намокание, набухание и прорастание.

№ 3. О каких условиях, необходимых для прорастания семян, вы узнали впервые? Где вы сможете использовать эти знания на практике? Впервые я узнал о таком условии, необходимом для прорастания семян, как наличие кислорода воздуха. Полученные знания теперь я смело могу применить для выращивания различных растений на огороде и даче.

№ 4. Рассмотрите внимательно рисунок 34. Объясните, что произошло с семенами гороха в каждом из трех сосудов. Каким образом вы определили, что набухшие семена не проросли? Почему семена проросли только во втором сосуде? Почему не проросли в третьем соседу, где тоже была вода? На рисунке 34 я вижу, что изображено три сосуда с семенами гороха. Семена в сосуде № 1 остались без видимых изменений, так как в нем не было воды. В сосуде № 2 семена гороха набухли и немного подросли, потому что для них было оптимальное сочетание всех благоприятных условий (вода, кислород). В сосуде № 3 семена только чуть-чуть набухли, однако я не вижу у них ростка. Так случилось, потому что воды в сосуде было слишком много, а кислорода – слишком мало.

№ 5. Проведите дома самостоятельно опыт, доказывающий влияние света на прорастание семян. Отметьте в рабочей тетради время, которое потребовалось семенам для прорастания. Зарисуйте ваши объекты, оформите результаты опыта в виде отчета. Я взял семена огурца. В сосуд № 1 я налил немного воды, положил в него семя огурца и поставил его в солнечное место. В сосуд № 2 я также добавил немного воды, положил в него семя огурца, но поставил его в прохладное темное место.



Через 8-9 дней я заметил, что в сосуде № 1 семя огурца набухло и дало росток. В сосуде № 2 никаких изменений не произошло.

⇒ • В природных условиях животные поедают до 85-90% выросших на руГ растениях семян. Некоторые из них делают запасы на зиму. Так, бурундук ежегодно к зиме способен запасти в своих кладовых до 5-7 кг кедровых орешков.

⇒ • Сухие семена тоже дышат, если их зародыш жив. Но у них процесс дыхания протекает очень медленно. По этой причине семена следует хранить в хорошо проветриваемых помещениях, содержать их в бумажных пакетах или мешках. Полиэтиленовые ёмкости, не пропускающие воздух, использовать нельзя.

Вы смотрели: Биология 6 Пономарева Учебник §6. Условия прорастания семян. Цитаты из пособия использованы в учебных целях для семейного, заочного и дистанционного обучения.

Класс Ginkgoopsida (Гинкговые).

3. Класс Pinopsida (Хвойные).

Название класса происходит от греческого слова — пальма и связано с внешним сходством этих растений с пальмами. Не только Теофраст, но даже К. Линней считал эти растения пальмами, т.е. древовидными покрытосеменными однодольными растениями.

Эти причудливые растения появились не позднее 285 млн. лет назад. По палеоботаническим данным в мезозое саговниковые заселяли всю территорию России, вплоть до тундровой зоны, но начиная с третичного периода из-за изменения климата они потеряли свои позиции и были вытеснены цветковыми растениями.

До наших дней дошло 10 родов саговниковых, в составе которых 120-130 видов. Любопытно, что на разных континентах — свой набор родов. Это объясняется тем, что семена саговниковых не могут сохранять жизнеспособность во время длительных морских путешествий (в отличие от такого растения-путешественника, как кокосовая пальма, плоды которой переносятся морскими течениями на тысячи километров).

Саговниковые имеют неповторимый облик и представляют жизненную форму розеточных деревьев. Далеко не все роды имеют высокий ствол, и у многих представителей имеется протокорм — клубневидное тело, от которого отходят и корни, и листья. Возраст саговниковых достигает лет (есть данные о старых деревьях возрастом до 2000 лет).

Из ныне живущих голосеменных только у саговниковых, как и у семенных папоротников, листья папоротниковидные. Если высота саговников варьируется от менее 1 м до 10-12 м и выше, то размер листьев — от 5-6 см до 5-6 м. Для листьев характерны толстая кутикула и глубоко погруженные устьица, что отражает приспособление к условиям сухого климата.

Стволы саговниковых различаются по форме и высоте, однако преобладают два основных типа: надземный колонновидный (наиболее высокие из них достигают 20 м), обычно одетый сплошным шершавым панцирем из остатков черешков листьев, и подземный или полуподземный клубневидный.

Мощная кора состоит в основном из паренхимных клеток, накапливающих крахмал, из таких же клеток состоит и занимающая треть объема стебля сердцевина. Кроме того, в коре и сердцевине содержится большое число слизевых каналов с водянистой слизью. Древесина в стеблях развита слабо, однако отличается большой длиной трахеид — до 10 мм.

Корневая система представлена хорошо развитым ветвящимся главным корнем, и только у некоторых саговниковых главный корень рано отмирает и заменяется придаточными корнями, возникающими из стебля. Примечательной особенностью всех саговниковых являются особые растущие вверх и выступающие из почвы корни, внешне напоминающие кораллы, — кораллоиды, в которых живут микоризный гриб и азотфиксирующие микроорганизмы. Это уникальный в растительном мире случай сожительства четырех и даже пяти различных организмов: растения-хозяина, гриба, двух видов бактерий ( .) и цианобактерии ( и другие виды).

Все саговниковые — двудомные растения. Находящиеся на разных экземплярах микро- и макростробилы формируются на верхушке ствола среди листьев. Исключение составляет род саговник (), у которого макроспорангии развиваются на листовидных макроспорофиллах прямо на стволе.

Макростробилы обычно крупные, у некоторых видов просто огромные (длиной до 1 м), а семязачатки могут достигать 5-6 см. Это самые крупные и тяжелые «шишки» в растительном мире: их масса может достигать 50 кг. Цвет стробилов, кроме зеленого или коричневатого, может быть ярким — желтым, оранжевым.

Хотя женский гаметофит у саговниковых, как у всех голосеменных, утерял возможность существовать самостоятельно, именно у этих растений хорошо просматривается связь с «разноспоровым прошлым»: у макроспоры формируется двуслойная оболочка, обычная для спор бессеменных растений. А если хирургическим путем извлечь эту макроспору, то на свету в ней может развиться зеленый гаметофит.

На гаметофите закладывается много материнских клеток архегониев, это тоже архаическая черта. Правда, полного развития достигает только около десятка архегониев, и они сильно редуцированы: в зрелом состоянии имеют только две шейковые клетки. Яйцеклетка достигает огромных размеров — до 6 мм, ядро в ней видно невооруженным глазом, как точка!

Микростробилы обычно мельче макростробилов и отличаются от них по форме: как правило, они более узкие, вытянутые в длину. Микроспорангии развиваются на нижней поверхности чешуек (микроспорофиллов) небольшими группами (сорусами), как у папоротников. Их количество у разных представителей различно: виды саговника имеют до 1000 микроспорангиев на одной чешуе, а некоторые виды замии — всего по два. На рис. 1. приводится цикл развития саговниковых на примере замии.

Семена у большинства саговниковых крупные — 3-4 см в длину и 2-3 см в ширину и имеют яркую окраску — красную, желтую или оранжевую, что, по-видимому, может рассматриваться как приспособление к распространению животными. Мощная семенная кожура состоит из двух слоев. Наружный мясистый слой поедается животными, а внутренний твердый, как косточка, предохраняет само семя от повреждений.

Семенная кожура, как и обильный эндосперм, формируется не только до процесса оплодотворения, но даже до опыления, и потому между семязачатком и семенем нет внешней разницы. Как уже отмечалось, зародыш дозревает в опавшем семени в течение длительного времени.

Рис.11.  Цикл развития

Эта своеобразная группа голосеменных представлена всего одним видом — гинкго двулопастный ( ). Научное название виду дал К. Линней. В переводе с японского означает серебряный плод, так издавна назывались съедобные семена этого дерева. Оно широко известно на Востоке как священное и растет в парках, окружающих старинные храмы в Японии, Китае и Корее. В этих странах гинкго известен с незапамятных времен, он упоминается в трудах китайских и японских ученых

Гинкго — высокое (до 30 м) листопадное дерево с характерными вееровидными двулопастными кожистыми листьями с дихотомическим жилкованием. Это растение — двудомное. Закладка генеративных органов у дерева происходит поздно — на 25-30 году жизни, и до этого времени определить пол растения невозможно.

Сережковидные микростробилы состоят из оси, на которой спирально сидят микроспорофиллы, представляющие собой тонкую ножку, на конце которой висят 2 (реже 3-4) микроспорангия. Макростробилы состоят из длинной ножки, заканчивающейся двумя семязачатками, из которых обычно только один развивается в семя с мясистым покровом. К осени семена окрашиваются в красивый янтарно-желтый цвет, но приобретают неприятный запах из-за присутствия в мясистых покровах масляной кислоты.

Естественный ареал гинкго очень мал, это эндемик, сохранившийся с мезозойских времен всего в одном районе Китая (в горах Динь-Му-Шань). Однако благодаря усилиям человека ареал гинкго расширился. Деревья гинкго живописны и привлекательны с ранней весны до поздней осени, и уже более 150 лет он выращивается как декоративная культура не только в субтропиках, но и в умеренных областях мира. Он долговечен, на родине известны экземпляры возрастом 1000 лет и больше.

Гинкго перспективен для озеленения южных городов, так как устойчив к пыли и газам, а также к грибковым и вирусным заболеваниям, и, кроме того, практически не повреждается насекомыми. Он является сырьем для получения некоторых лекарственных препаратов.

В этом классе, наряду с современным подклассом , имеется подкласс ископаемых голосеменных — (кордаитовые), которые мы не рассматриваем. Отметим лишь, что кордаитовые были представлены широким спектром жизненных форм — от кустарников до деревьев высотой 30 м и были распространены во влажных приморских лесах. Расцвет кордаитовых связан с каменноугольным периодом, в изобилии они росли и на протяжении следующего более сухого и холодного пермского периода.

Хвойные — самый большой подкласс голосеменных с наибольшим разнообразием таксонов (7 семейств, 55 родов, 560 видов), вклад которых в биологическую продукцию и биомассу биосферы уступает только вкладу цветковых.

На обширных пространствах севера Евразии и Америки хвойные формируют тайгу — леса, древостой которых чаще всего представлен одним видом. В южном полушарии хвойные наиболее богато представлены в умеренных областях Новой Зеландии, Австралии, Южной Америки, причем именно в бассейне Тихого океана (Китай, Тайвань, Япония, Новая Каледония, Новая Зеландия, Чили и др.) сосредоточено их основное видовое разнообразие. А.Л. Тахтаджян объясняет это стабилизирующим влиянием океана: в этой части планеты не было таких резких колебаний климата, как в континентальных районах.

Таким образом, если основная биомасса хвойных сосредоточена в Северном полушарии (за счет небольшого числа видов из родов ель, пихта, лиственница, сосна), то основное видовое разнообразие — в Южном, хотя здесь хвойные не образуют таких огромных массивов лесов, как сибирская тайга.

Хвойные — древесные растения размером от нескольких десятков сантиметров до 120 м. Возраст гигантов может достигать нескольких тысяч лет.

. хвойных имеет тонкую кору и массивную древесину, которая на 90-95% состоит из трахеид и в отличие от покрытосеменных содержит очень мало паренхимы. У многих хвойных и в коре, и в сердцевине имеются смоляные каналы, наполненные эфирными маслами, смолой и бальзамами. Постоянные (не травматические) смоляные каналы в древесине характерны только для семейства сосновых. У большинства других хвойных они образуются только в ответ на поранения ствола.

У большинства хвойных развивается мощный стержневой от которого отходят длинные боковые корни. Кроме длинных корней, имеются короткие, мелкие, сильно ветвистые, которые в основном и выполняют функцию всасывания и часто бывают микоризными. А на корнях подокарповых есть клубеньки с бактериями, напоминающие клубеньки бобовых.

большинства хвойных узколинейные или чешуевидные и называются хвоей. Однако у тропических и субтропических хвойных они совсем не похожи на хвою сосен, елей или пихт. Так, у видов рода агатис () они напоминают листья однодольных и достигают 18 см в длину и 6 см в ширину, а у рода подокарп () -соответственно 35 и 9 см. Но рекорд по длине принадлежит все же игловидным листьям североамериканской сосны болотной ( ) — 45 см.

У большинства хвойных листья вечнозеленые, плотные, более или менее жесткие, кожистые и содержат крупные смоляные каналы. В их строении ясно выражены ксероморфные признаки — листья жесткие с толстой кутикулой, устьица погружены в углубления, которые заполнены воском, что уменьшает испарение.

. часто называемые «мужскими колосками», состоят из укороченной оси, на которой расположены сильно редуцированные микроспорофиллы. На каждом микроспорофилле образуются от 2 (у сосновых) до 7 микроспорангиев (и даже до 15 — у араукарии и агатиса). У большинства хвойных мужские колоски мелкие (1-3 см), но у араукарий они достигают 25 см в длину и 4-5 см в диаметре, напоминая стробилы саговниковых.  Ниже на рис. 12 приводится цикл развития хвойных на примере сосны.

у подавляющего большинства хвойных компактные, как хорошо известная всем шишка сосны. На ее оси расположены кроющие чешуи, в пазухе которых находится «семенная чешуя», несущая на верхней стороне два семязачатка. К моменту созревания шишек у большинства хвойных именно семенные чешуи деревенеют и служат защитой для семян. У тисовых и подокарповых семенная чешуя становится сочной, мясистой и ярко окрашенной, имитируя плод цветковых. Сходное явление наблюдается у можжевельника, у него семенные чешуи становятся мясистыми, сладкими и окрашиваются в синий цвет.

Семена сильно различаются по величине и форме. У некоторых родов они снабжены одним большим крыловидным придатком, у других — двумя-тремя небольшими крыльями. Сочный окрашенный покров на семенах некоторых хвойных способствует их распространению животными.