6 Класс
ГДЗ ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА - image15

ГДЗ ПО ИСТОРИИ 6 КЛАСС КОНСПЕКТ УРОКА

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Выбрать другой решебник

з                Знакомство с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Учебник хороший у меня все триместры 5

Ужасный учебник!!! Безобразное изложение материала!Параграф даже законспектировать невозможно,т.к полностью отсутствует логическая последовательность! Никогда не думала,что возможно до такой степени испортить отношение ребенка к этому интересному предмету!!! А потом мы удивляемся-почему дети растут безграмотными? Не любят учиться? «Огромное СПАСИБО» таким вот авторам!!!!!!!

Учебнику нах## не понятный у меня из за вас две тройки потому что вы написали не понятно как и ничо не понятно это бесит у меня из за вас не будет телефона примерно месяц и вы испортили мне день рождение спасибо очень «хорошие» авторы

Учебник ужасный! Ничего не понятно!!10 раз читаю,ничего!!!Ужасный.

Все что я могу сказать,учебник ужасный!Ничего не понятно,завтра у меня контрольная по 4 главе уже 4 раза прочитала,но ничего не понятно

нормальный учебник все понятно учится как сказка не знаю почему все отзовы плохие

Старше 11 лет

Ужасный учебник,просто слов нет. Параграфы непонятные,слепленные из отдельных к друг другу не относящимся частей,много непонятных и ненужных дат. Параграф на 4-6 страниц можно ужать и на 3, если оставить только самую нужную информацию. Такое ощущение, что историки,которые это «творение» писали,бегали по офису и спрашивали других, что там еще в Византии кашеварилось.

Это худший учебник, который я только читал. У меня складывается такое ощущение, что я читаю какую-то статью. У меня завтра контрольная работа почти по всем параграфам, а я прочитал их три раза, но ничего не понял. Я так понимаю, что если ты хочешь написать контрольную работу на пять, то тебе придётся выучить это учебник наизусть. Я ненавижу этот предмет и его авторов.

Я учюсь в 6 классе и по учебнику понять ничего не возможно! Слава тебе Господи у нас учительница истории хорошая и разжовывает нам весь пораграф, а так по учебнику к контрольной или письменому опросу очень сложно. В 1 параграфе очень много ненужных дат которые не нужны. Учебник ужасный

(рецензий / оценок )

Учебник ужасен, текст для учеников не понятен, очень все сжато! В итоге нашли ему замену. Те же самые авторы написали хороший учебник во времена СССР, только это был учебник 7го класса 27-е издание, издательство 1991 года и именно этот учебник был удостоен премии и признан лучшим учебником по истории. Все подробно и доступно. Зачем лучшее из лучших скомкали в 10е издание Мин.просвещения РФ, испортили и впустили в школу???

Худший из худших учебников истории. Авторы сами пытались выучить параграфы или перессказать то что написали? Ни терминов, ни определений нормальных нет. Текст перепичканный датами. Обилие воды в тексте. Слог сложный, читать даже взрослым крайне тяжело. Ужаснейший учебник

Учебник ужасный,неинтересный. Для учеников знания из учебника получить нельзя. Как могли такое выпустить ????? Бедные наши дети, начинают изучать историю с такой бездарности.

Много воды в тексте подготовится к тесту нереально. Краткое содержание параграфа нет и это утруждает в подготовке

От 18 лет

Тот, кто оценил этот учебник положительно, наверное вовсе не знаком с содержанием ! Тут даже кол не за что поставить!!! Как вообще писалось это чудовище? На какую аудиторию рассчитано? Для детей 12-ти лет это просто вынос мозга! У нас конец второй четверти и мы подходим к концу этого бездарного, гори оно синем пламенем, позорного учебника.
Подготовиться по этой книге невозможно. Непонятен текст. Кажется , что читаешь одно и тоже из параграфа в параграф. Меняются только Карлы , Генрихи и иже с ними. Не подаётся так история, чтобы за две четверти в голове ни у родителей, ни у детей ничего не осталось! Верите, не запоминается ничего. Нет ни на чем акцента.
Бессистемное, напичканное кучей ненужных терминов и дат , издание!
Позорище! Верните старые книги в школы! Сил нет больше!!! Гнать вон таких писарей, пусть своих детей учат по этой макулатуре!

Скучный, нудный и не интересный пересказ о нашей великой истории. Авторы могли бы и поярче все описать, чтоб было интереснее читать.

Учебник ни о чем. Вообще его историки писали или ученики 1 класса? Как мама ученика прочитала 1 параграф про славянские племена — набор слов, ни одного связного объяснения. Пожалуй только про Кирилла и Мефодия прошлись поверхностно, а ведь они создатели славянской письменности??? Может быть авторы списали ответы учеников с интернета? Но я думаю надо было хотя бы прочитать Википедию??

Учебник является логическим продолжением Истории Древнего мира за 5 класс. Абсолютно отсутствуют такие понятия, как феодальный строй, государство, культура и прочее. Нет ни определений, ни основных признаков строя, государственности. Исторические факты не систематизированы, не расписаны «по пунктам», не выделены причинно-следственные связи между историческими событиями. Создается ощущение, что автор собрал исторические сведения в хронологическом (и это не всегда) порядке, не утруждая себя, а заодно и учеников, какими-то выводами. Довольно часто встречаются вопросы, требующие изучения дополнительной литературы. Тогда зачем учебник, если в нем нет ответов на поставленные в нем же вопросы?

Хороший учебник. По школьной программе

Учебник оформлен хорошо. Моей дочери понравился. интересно написан.

Учебник истории для 6 класса. Охватывает период мировой истории с 5 по 15 века, называемый СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Сюда входят два раздела: РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ и РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. В каждой главе несколько параграфов, каждый в свою очередь делится на подтемы и вопросы на повторение. Много иллюстраций вынесено на поля текста. Интересная эпоха со своей историей и культурой.

Общественный строй и церковная организация на Руси

Вопрос в начале параграфа

В чём состояли особенности устройства общества на Руси? Какую роль в жизни страны играла Православная церковь?

Ведущую роль в общественных отношениях играли князья и окружавшая их военно-служилая знать (дружина). Духовной и культурной основой жизни русского общества было православие.

Добавить текст Вернуть оригинал

Вопрос к пункту 1

Какие изменения в жизни восточных славян способствовали формированию древнерусской народности?

Племена были объединены под общей властью. Воины в воинских походах были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. В мирной жизни население всех славянских земель объединяли общие дела. Возникал и развивался единый древнерусский язык. Принятие христианства и вера в единого Бога сплотили население.

Вопрос к пункту 2

Из каких слоёв состояло население стран Западной Европы в Средние века?

Во главе стран Западной Европы стоял монарх – король, в более мелком государстве – князь, граф или герцог. Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским или церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Основой общества была феодальная лестница: король – герцоги и графы – бароны – рыцари. В феодальную лестницу не входили крестьяне. Также был слой горожан, состоявший из ремесленников, купцов и т.п. Еще одним слоем населения было духовенство.

Вопрос к пункту 4

Почему Церковь играла большую роль в жизни людей в Средние века?

Духовенство претендовало на роль главного сословия, ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом и учила, как человеку достичь после смерти вечного блаженства. Церковь была крупным землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Какова была организация Католической церкви?

Во главе Католической церкви стоял Папа римский, далее шли епископы, после шли аббаты, священники и монахи. Основой организации Католической церкви была масса верующих.

Вопрос к пункту 5

Какую роль играли монастыри в жизни стран Западной Европы в Средние века?

На территории монастырей устраивались помещения для приема даров, для раздачи милостыни и приют для странников. При больших монастырях постепенно появлялись больницы, которыми ведали монахи-лекари, а также школы, библиотеки. Кладбища обычно размещались возле церквей. Христиане возлагали большие надежды на служителей церкви и монастырей, которые своими молитвами избавят их от болезней, войн, неурожаев, и других бедствий.

Постепенно в зависимость от церкви попадали целые деревни, население которых содержало монастырь и его обитателей. В монастыре были и слуги. Таким образом, монастыри в Средневековой Европе играли большую роль.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какая система управления государством существовала на Руси в ХI в.? Чем она отличалась от системы управления западноевропейских стран?

Государство управлялось киевским князем, который опирался на дружину. Князь советовался с дружиной, которая принимала активное участие в жизни государства. Таким образом, на Руси существовала ограниченная монархия. Управление западноевропейских стран строилось на феодальных порядках.

2. Используя материал учебника и дополнительные источники информации, составьте и прокомментируйте таблицу «Категории населения на Руси и в странах Европы и их характеристика».

В Европе существовали феодалы (крупные землевладельцы) и зависимые крестьяне (несли принудительные повинности – барщину или оброк).

3. Как на Руси сформировалась княжеская и боярская собственность на землю? При ответе используйте термины «переход земли в частные руки», «княжеские владения», «вотчина».

Земля считалась совместной собственностью общины. Земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. В общем пользовании находились луга и леса. При этом земледельцы-общинники за пользование землей должны были платить дань государству. Таким образом государство постепенно утверждало свое право собственности на землю. Стали появляться и личные земельные владения. Князья объявляли своей собственностью свободные земли – так появились княжеские владения, которые перешли из общины в частные руки.

Князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также Церкви. Появляются первые вотчины (отчины) – наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). Верховным собственником при этом оставался князь.

4. Нарисуйте в тетради схему «Церковная организация на Руси и в Западной Европе».



5. Какую роль в жизни людей играла Церковь? Почему?

Церковь сплотила население, проживавшее на территории одного государства. Постепенно складывалась древнерусская письменность. Этому способствовало то, что христианская литература была доступна в переводе на язык, понятный большинству населению.

6. Какое влияние на развитие Руси оказывали монастыри?

Особенная роль в религиозной и культурной жизни Древней Руси принадлежала монастырям. Монастыри были центрами образования, монахи занимались написанием церковных книг. В монастыре писали иконы, переписывали книги, создавали летописи. Многие монахи прославились как миссионеры – просветители населения, незнакомого с христианством.

7. Назовите категории собственников личных земельных владений на Руси. В чем вы видите черты сходства и различия между ними?

Князья, дружинники, Церковь. Но верховным собственником и распорядителем такого владения оставался князь. Он мог пожаловать землю за верную службу, а мог и отобрать ее за различные провинности и передать другому.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя текст учебника и Интернет, составьте рассказ «Жизнь в монастыре» (выберите один из монастырей, упомянутых в параграфе). Обсудите его в классе.

1) Расположение и устройство монастыря.

2) Кельи монастыря.

3) Занятия монахов монастыря.

4) Молитвы монахов.

5) Взаимодействие с населением.

2. Подготовьте презентацию по одной из тем данного параграфа. Обсудите его на уроке. Составьте в тетради несколько вопросов одноклассникам по теме презентации и оцените правильность их ответов.

Варлаамо-Ху́тынский Спасо-Преображенский женский монастырь



Жизнь монастыря тесно связана с именем его основателя Варлаама Ху́тынского, одного из самых почитаемых святых на севере России. Монастырь появился в XII в. на «худом месте», находившемся во власти злых сил. Силой молитвы Варлааму удалось изгнать злых духов и воздвигнуть храм — церковь Спаса Преображения. Сегодня монастырь представляет собой архитектурный комплекс XVI–XIX вв. На его территории находится святая горка с часовней Варлаама Хутынского, недалеко от монастыря — святой колодец. В Преображенском соборе под спудом почивают мощи прп. Варлаама. В приделе Св. апостола Иоанна Богослова покоится прах великого русского поэта и государственного деятеля Гавриила Романовича Державина, завещавшего похоронить себя в Хутынском монастыре.

3. Объясните, почему в Западной Европе Русь иногда называли «страной городов».

Путь «из варяг в греки» был основным торговым путем, который проходил по водным артериям, по берегам которых создавались города. Каждый племенной союз имел свои центры, а также другие города. Наличие земель и благоприятные условия способствовали появлению городов, в отличие от скандинавских стран, где условия были менее благоприятны. Поэтому норманны прозвали Русь «страной городов».

3 (с). Докажите, что у землевладельцев (князей, бояр) и у простых земледельцев имелись как общие, так и различные интересы.

Земледельцы и землевладельцы имели интерес достичь высоких урожаев. Земледелец так мог прокормить себя и семью, а землевладелец получал больше доходов. Однако, если земледелец работал на господской земле, то у него не было рвения работать больше, так как излишки шли в пользу землевладельца.

4. Рассмотрите картину художника А. М. Васнецова «Двор удельного князя» (с. 71). Предложите, какие категории населения изображены на ней. Как вы это определили? Назовите критерии, которые помогли вам с определением.

На картине А. М. Васнецова изображены князь и земледельцы-общинники. Земледельцы несут дань князю за пользование землей. Князь в центре картины, земледельцы преклоняются перед ним. Вокруг князя – его дружина.

Как возникали и развивались средневековые города?

Средневековые города возникали или на базе уже существовавших с античных времён, или возле крупных рыцарских замков, переправ, рынков. Развивались они благодаря торговли и ремеслу.

Какие черты были характерны для жизни горожан?

Для жизни средневековых горожан были характерны такие черты как предприимчивость, организованность и умение в случае необходимости отстаивать свои интересы и права.

1. Как горожане добились возможности устроить коммуну?

Горожане Рю получили возможность устроить коммуну благодаря покупке этого права у графа Понтьё и Монтрьё.

2. Какие права получили горожане с установлением коммуны?

Благодаря установления коммуны, граф Понтьё и Монтрьё, а также другие феодалы лишались права возводить на указанной территории любые укрепления, без согласия на это жителей города Рю. Также горожане могли свободно торговать в пределах коммуны. Горожан за совершенные преступления могли судить только члены коммуны. А в случае возникновения каких-либо споров между сеньором и жителями Рю, то их дело рассматривал только независимый суд в Аббевиле.

Вопросы к иллюстрации

С помощью графика определите, на какой период пришёлся пик роста числа городов в Западной Европе.

Пик роста числа городов в Западной Европы пришёлся на конец XIII – начало XIV веков.

Чем торгует этот купец?

Купец продает различные украшения для женщин.

Вопросы и задания после параграфа

1. Объясните, каким образом средневековые города оказывались во власти сеньоров. В чём выражалась эта власть?

Как известно, многие средневековые города возникали возле рыцарских замков, на земле, принадлежавшей определённому сеньору (в состав феода всегда входил замок с прилегающими к нему земельными угодьями). Соответственно такие города становились его собственностью, поскольку были расположены на его землях. В таком случае власть сеньора над горожанами могла выражаться в многочисленных поборах и податях, а также в необходимости выполнения определённых повинностей в пользу феодала. Также сеньор имел полное право вершить суд над всеми, кто проживал на его землях. Если город был во власти сеньора, положение горожан практически ничем не отличалось от положения крестьян.

2. Как горожане боролись за независимость от сеньоров?

Чаще всего горожане покупали у сеньора право на самостоятельность. А иногда – боролись вооруженным путём. В случае удачного решения данного вопроса, такой город получал возможность формировать собственное городское правительство, суд, войска, чеканить свою монету, и даже право взымать или отменять налоги. Города, получившие независимость от сеньора, называли коммунами.

3. Используя карту (с. 134—135), объясните, на чём основывалось процветание итальянских и северогерманских городов.

Процветание итальянских и северогерманских городов основывалось на том, что они были портовыми городами и поэтому могли вести активную морскую торговлю. Крупнейшие итальянские торговые центры: Венеция и Генуя имели выход к Средиземному морю, а северогерманские – Бремен, Гамбург, Любек и Щецин имели выход к Северному и Балтийскому морям соответственно.

4. Определите по карте (с. 134—135), где располагалось большое число ярмарок и торгов. С чем было связано особенное распространение ярмарок в Европе в XIII—XV вв.?

Наибольшее количество ярмарок и торгов располагались в столицах европейских государств (Лондон, Париж, Толедо, Краков), а также в крупных портовых городах (Брюгге, Любек, Гамбург, Щецин, Гданьск). Распространение огромного количества ярмарок в XIII – XV вв. непосредственно связано с увеличением количества городов, ростом численности городского населения, а также – с активным развитием торговли.

5. Расскажите о том, как была организована работа в мастерской средневекового ремесленника. Охарактеризуйте положение и обязанности мастера, подмастерья, ученика.

Все средневековые ремесленники обязаны были состоять в цехах. В каждом цехе состояли работники определенной специальности (например, цех ювелиров, цех плотников, цех ткачей и т.д.). Для ремесленника цех был второй семьей. Именно в нём решались основные рабочие вопросы (к примеру, покупка сырья, длительность рабочего дня, способ изготовления изделий и их продажи), а также проведения досуга (все члены цеха вместе отмечали праздники и памятные даты). Цех защищал интересы своих членов и в случае необходимости – противостоял возможным конкурентам.

Высшую ступеньку в цехе занимал мастер. Ими считались ремесленники, имеющие собственную мастерскую. Им подчинялись подмастерья, которые помогали мастерам и ещё не считались полноправным членом цеха. Подмастерьем считали того, кто уже имел определённый опыт работы и постиг нюансы определённого ремесла. Для того, чтобы подсмастерье стал мастером нужно было изготовить образцовое изделие (его называли «шедевром), а также устроить празник для всех членов цеха (многим это было не по карману). Поэтому далеко не все подмастерья получали статус мастера. Самую нижнюю ступень занимали ученики, которые только начали постигать основы определённого ремесла.

6. Проведите обсуждение вопроса: В чём заключались положительные стороны и недостатки цеховой системы?

Цеховая система средневековья имела много общин черт с крестьянской общиной, поскольку выполняла схожие функции. Положительными сторонами цехов было то, что ремесленники чувствовали себя защищенными и всегда могли рассчитывать на помощь и поддержку своих колег. Недостатками цеховой системы была её чрезмерная закрытость (чужаки не могли попасть в состав цеха), жесткая иерахия (подчинение учеников подмастерьям, а подмастерий – мастерам), а также существование огромного количества запретов и ограничений (в состав цеха чаще всего принимали сыновей мастеров, а не обычных подмастерьев), которые сдерживали свободу и инициативу работников, и тем самым препятствовали дальнейшему развитию ремесла. Ремесленник, состоя в цехе, не мог чувствовать себя в полной мере свободным и независимым, не мог принимать решения самостоятельно, и потому все свои действия обязан был согласовывать со своими коллегами и руководством.

7*. Подготовьте сообщение или презентацию на тему «Ганзейский союз» по примерному плану: время существования; участники; сферы деятельности; значение.

Ганзейский союз (или просто Ганза) – торговый союз городов Северной и Северо-Западной Европы, существовавший почти 500 лет – с середины XII по середину XVII вв. Однако период наибольшего процветания приходится на XV в. После Великих географических открытий роль Ганзы существенно уменьшилась, и она постепенно пришла в упадок. Данный союз окончательно прекратил своё существование в результате Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.), которая полностью перекроила карту Европы и фактически сделала Англию и Нидерланды главными торговыми центрами на континенте.

В период наивысшего расцвета Ганза объединяла, по разным подсчётам, от 130 до 200 городов из Северной Германии, Англии, Фландрии, Польши, Тевтонского ордена и даже Древней Руси (Новгородской республики), а также фактически осуществляла контроль над более чем 3000 более мелких городов и поселений. Большинство из них находилось в Германии. Наиболее крупными торговыми центрами были порты на побережье Северного и Балтийского морей: Любек, Гамбург, Росток, Бремен, Лондон, Брюгге, Щецин, Гданьск, Кёнинсберг, Рига и Ревель. Также важную роль играли Кёльн, Франкфурт, Нюрнберг, Вроцлав, Прага, Краков и Новгород Великий. Фактическим центром Ганзейского союза был немецкий город Любек, находящийся как раз на перекрестке основных торговых путей. Именно здесь проводился ганзетаг – съезд представителей от каждого ганзейського города.

В состав Ганзейского союза входили европейские города, которые стремились вести торговлю по единым правилам и стандартам. Действуя сообща купцы таких городов могли успешно отстаивать свои интересы и одновременно с этим – противостоять конкурентам (прежде всего, венецианцам и генуезцам). В каждом городе, который входил в состав Ганзы, было специальное управление – контора. Была такая контора и в Новгороде.

В XV в. богатство и могущество Ганзейского союза достигли таких пределов, что он стал влиять на политику целых государств. Для обеспечения собственной безопасности и сохранности товаров ганзейские купцы имели собственные вооруженные отряды, состоявшие чаще всего из безземельных рыцарей и наёмников. Особенное покровительство и защиту ганзейцам оказывали рыцарские ордена Прибалтики: Тевтонский и Ливонский. Ганза имела свой собственный флот, в который помимо торговых, входили также и военные корабли.

Ганзейский союз пришле в упадок в начале XVI в., после открытия Американского континента и морского пути в Индию. Когда основные торговые пути переместились с Северной Европы и Средиземного моря в Атлантический океан, данный союз потерял своё значение. Кроме того, у ганзейцев появились серьезные соперники в виде голландских, английских и французских купцов, конкуренцию с которыми они не выдерживали. Однако, несмотря на это, сама идея ведения торговли в рамках общего рынка осталась актуальной и после распада Ганзы. Именно в этом и стоит её главное историческое значение. Для ганзейцев было крайне важно не просто получения максимального дохода от торговых операций, но и единство в принятии решений, а также единые правила для всех участников торговли. Именно поэтому в наши дни Ганзу часто считают прообразом современного Европейского Союза.

Европа на подъёме

Глава 7. Лики средневекового города

Конспект урока истории в 6 классе по теме  «Политическая раздробленность на Руси

Учитель МБОУ Сувинская СОШ: Зотова Н. А.

раскрыть причины и последствия политической раздробленности на Руси.

определить хронологические рамки периода раздробленности Руси

—  анализ причин и  последствий политической раздробленности Руси, выделяя положительные и отрицательные последствия, выявить особенности политической раздробленности Руси ;

—  ознакомиться  и систематизировать информацию из источника «Слово о полку Игореве» для  характеристики последствий раздробленности на Руси

—  развивать  коммуникативную  компетенцию через умение высказываться и  участвовать в дискуссиях;

—  формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Киевской Руси периода политической раздробленности;

—  формирование устойчивого познавательного интереса к истории своей страны

—  способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

—  выработка умений работать с учебной информацией, давать оценку историческим событиям и процессам;

—  готовность к сотрудничеству со своими одноклассниками;

урок усвоения новых знаний

– технология проблемного обучения.

учебник История России. 6 класс Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкунова-М: Просвещение,2017; презентация «Политическая раздробленность на Руси»; раздаточный материал, рабочие листы

I. Вступительное слово учителя.

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация и постановка проблемы.

IV. Изучение новой темы.

V. Рефлексия по содержанию урока

VI. Комментирование домашнего задания.

1 ряд. Задания. Назовите имена Киевских князей в хронологической последовательности (запись на доске)

Выберите из предложенных дат, те которые мы выучили. Назовите события (запись на доске).

— Молодцы  ребята! Во время ответов каждое княжество (ряд учащихся) получали фишки за правильный ответ

История нашей страны  насчитывает  более 11 веков. Россия сильное, могущественное государство. Но были в жизни русского народа сложные тяжёлые времена: войны, набеги кочевников, пожары. Сегодня на уроке мы обратимся к историческим событиям Древнерусского государства. И так начнем работать. За работу в парах вы будете получать фишки.

— При Ярославе Мудром Древнерусское государство было единым. Перед смертью Ярослав оставил своим сыновьям и внукам завещание. Но что же он завещал?

—  У вас на столе документ. Ознакомьтесь с ним, пожалуйте, и ответьте на вопрос в конце текста. Работаем в парах. Время работы 1,5 минуты:

Работа с историческим документом «завещание Ярослава Мудрого».

Вопрос к документу:

— От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

от распрей и междоусобиц

— Что являлось главным в наказе Ярославе? (жить в мире и согласие, слушать брат брата

Но сыновья забыли о заветах отца. Давайте посмотрим к чему это привело. Посмотрите на доску, перед вами две картинки.  В чём их различие?

первая картинка единая, а вторая нет

— А что символизируют данные картинки? (Русь единую и раздробленную)

— И вот пришло  время узнать тему нашего сегодняшнего урока? Посмотрите на картинку №2. Она поможет сформулировать вам тему урока.

-А тема нашего сегодняшнего урока: Политическая раздробленность  Древнерусского государства.

— Запишите, пожалуйста, тему урока в рабочие листы.

Многие средневековые страны Европы и Азии прошли период политической раздробленности. В этих государствах вспыхивали междоусобные войны: правители вели между собой бесконечные споры за первенство. Державы дробились на все более мелкие самостоятельные государства. Не миновала периода раздробленности и Русь. Почему это произошло? Какие тяготы пришлось переносить русским людям в это время? Каковы были последствия раздробленности Руси? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке

Как вы думаете, что мы сегодня с вами   должны узнать,  чтобы раскрыть тему урока?

Должны узнать, что такое политическая раздробленность?

— узнать  время политической раздробленности в Европе;

— Причины  распада единого Древнерусского государства?

-Какие последствия имела раздробленность Руси?

План изучения новой темы

1. Причины политической раздробленности в Европе и Руси.

2.  Последствия раздробленности Руси.

Но для начала необходимо будет  выяснить, что такое раздробленность. Скажите, какие ассоциации у вас возникают с понятием раздробленности (политической раздробленности), что вам уже известно об этом явлении. Давайте составим кластер:

(кластер на доске: центральное понятие урока «Раздробленность Древнерусского государства», а вокруг него записываем ассоциации учащихся – смысловые единицы.)

-Необходимо по одному выходить и записывать слова к доске, а остальные заполняют в рабочих листах схему:

— А сейчас давайте определим дату начала  политической раздробленности. Задание будет не совсем обычное. Вам необходимо будет вместо словесной характеристики  события подставить дату и выполнить математическое действие,  Х есть дата начала феодальной раздробленности.

(Второе восстание в Киеве + 1-й поход общерусской рати против половцев + съезд в Любече + 75) : 3 = Х.

(1113+1111+1097+75) : 3 = 1132. (на доске) Молодцы!

— А сейчас я предлагаю разбиться на пары:

— работая с текстом с. 100, определяет причины раздробленности в Европе.

-Какие важные события происходили в ХI — ХII вв. в Германии, Франции, Англии? (земли феодалов делились, отсутствовали хозяйственные связи между районами, усиливались экономические и политические роли отдельных территорий)

-Какими правами обладали в Западной Европе крупные феодалы в своих владениях?( князья в своих княжествах чеканили монеты, становились независимыми от короля, даже могли быть богаче его)

-Какие экономические и политические причины, способствовали распаду средневековых государств? (господство натурального хозяйства, политическая независимость князей)

-К каким последствиям это приводило?

(-к усобицам, войнам, + расцвету культуры)

2 пара учащихся — работая с текстом учебника с.101 и раздаточным материалом, определяют причины раздробленности на Руси.

Выделяет экономические и политические причины.

Правильный ответ выводится на доску, чтобы учащиеся его запомнили.

1. Постоянные междоусобицы между князьями. П

2. Сложившийся в Древней Руси порядок управления в волостях. П

3. Жители городов стремились отделиться от Киева и иметь своего князя. П

4. Не было твёрдого и определённого порядка наследования киевского престола. П

5. Удельные князья стремились закрепить свою власть на определённой территории и передавать её по наследству своим сыновьям. П

6. Русские князья обращались за помощью к половцам в борьбе друг с другом, что порождало ненависть между родственниками. П

7. Киев потерял значение крупнейшего торгового центра и самого богатого из русских городов. Э

8. Росли новые городские центры. Э

9. Киевский престол стал малопривлекательным. П

10. Упадок торгового пути «из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения. Э

11. Изменения в хозяйственной жизни. Стремление эксплуатировать зависимое население внутри вотчины. Э

— А что из причин политической раздробленности было отрицательным? А что положительным? Давайте поставим слева «+» где положительные последствия и «-« где отрицательные.

3 пара учащихся —  работа  с документом отрывком из «Слово о полку Игореве»  и  текстом на с.103отвечает на вопросы:

-Какова, по мнению автора, причина того, что прошли на Руси «времена счастливые»? (пришли половцы, разгромили русские земли)

-Какой основной призыв звучит в этом художественном произведении? (объединению князей, освобождении земли русской)

— Что препятствовало полному распаду Руси? (принадлежность к одной земле, единая вера, единый язык, за единство выступала православная церковь,

Время работы: 7 мин.

Физкультминутка для учащихся «Богатыри в дозоре»

Учитель подводит итог работы в парах

— В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке –  250) .

—  А как вы думаете, почему Русь XI-XII веков называют удельной?

Давайте обратимся к тексту с.104 заполним смеху в рабочих листах и тогда вы сможете ответить и  на мой вопрос.

Работа с текстом с.104 в парах

—  Объясните, почему Русь XI-XII веков называют удельной? (делилась на уделы)

— надел земли, принадлежавший представителю княжеского рода.

(уч-ся записывают в рабочий лист)

—  Давайте в виде кластера представим, как раздробилась земля:

(работает один ученик у доски)

А теперь, когда мы изучили и усвоили материал сегодняшнего урока, вспомнив ранее полученные знания и получив новую информацию, вернемся к тому кластеру, который мы начали заполнять в начале урока. Но прежде внимательно прочитайте последний абзац текста параграфа (о сохранении объединяющих элементов)

Работа с текстом учебника с.106 – 107. Работаем над кластером (дополняем, если нужно, убираем какие-либо смысловые единицы, корректируем) и получаем:

— Молодцы ребята!

— Мы выяснили, что раздробленность не означала конец существования Руси. Страна не утратила внутренней целостности,  сохранилось государственное, религиозное и культурное  единство (общими остались язык, вера, культура, законы).

-Наш урок подошел к концу.

Учитель повторяет и закрепляет изученный материал, на уроке.

Назовите причины феодальной раздробленности.

Игра «Аплодисменты» Учитель называет понятия, даты, слова. Если они касаются темы сегодняшнего урока, дети аплодируют, если нет – сидят тихо.

Итог — Подсчитаем фишки.

Ребята сегодня мы с вами хорошо поработали. Все поставленные задачи выполнили. Мне с вами было интересно, поэтому я ухожу с урока с прекрасным  настроением. А какое настроение у вас осталось после нашего урока?

Домашнее задание: параграф 12, вопросы стр 107, номер 5 письменно, рубрика «Думаем, сравниваем, размышляем» номер 4 письменно.

Спасибо за урок.

Задание для пары №1

Прочитайте текст на стр.100 учебника  и ответьте на вопросы:

Задание для пары №2

Прочитайте текст на стр.101-102  учебника.

Распределите в два столбика политические  и экономические причины раздробленности Древнерусского государства:

10. Упадок торгового пути « из варяг в греки». Поиск новых путей обогащения.

Задание для пары №3

Прочитайте текст на стр.103 учебника и  отрывок из произведения «Слово о полку Игореве». ответьте на вопросы:

-Что препятствовало полному распаду Руси?

«Завещание Ярослава Мудрого» из «Повести временных лет» Нестора

?От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?

Рабочий лист урока

Политическая раздробленность Руси

Политическая раздробленность – это_______________________________________

Удел – это______________________________________________________________

Кто занимается по сборнику-решебнику к практикуму по истории Средневековья?

Среди тех, кто регулярно или даже на постоянной основе использует ответы к пособию Рабочая тетрадь по Истории Средних веков 6 класс Крючкова ФГОС, встречаются:

Сегодня все большее количество учителей-историков обращает внимание своих учеников на организацию самостоятельной работы и самопроверки. В качестве инструмента для ее реализации они предлагают воспользоваться материалами, представленными на платформе ОК ГДЗ. Если раньше отношение к этому ресурсу было несколько настороженным и даже критичным, то сегодня все изменилось. Педагоги оценили все возможности и полезные преимущества этой платформы и предлагают подросткам не упускать их.

Аргументы в пользу работы со сборником-решебником по истории для 6-го класса

В числе главных плюсов преподаватели обычно называют:

Другим важным преимуществом работы, в которой основным инструментом выступает решебник по истории для 6 класса к рабочей тетради Крючковой ФГОС, станет приобретение и отработка, закрепления навыка успешной работы с информационно-справочными данными. Подростки учатся искать необходимые им сведения, самостоятельно анализировать и сравнивать их, применять в практических целях в условиях ограниченного времени на решение такой задачи.

Как использовать пособие

Но при этом взрослым важно помнить, что они обязаны контролировать сам процесс обучения. Ведь шестиклассник не должен списывать бездумно предложенные решения. Ему желательно использовать поданные факты и события, как дополнительный источник получения сведений и способ проверки выполненного домашнего задания.

Год назад ребята начали работу с исторической наукой, познакомились с событиями Древнего мира. А в текущем учебном году они подошли к теме Средних веков. Информация не менее интересная, но очень сложная – больше имён фактов хронологий. Теперь рассказы о военных походах напоминают не былинные сражения как в древние времена, а вполне конкретные походы и передвижения армий. А для того чтобы представить более наглядно каждое изучаемое событие потребуется понимать в какой географической местности оно происходило – на равнине или в горах посреди лесов или у моря. Именно эту задачу и выполняет онлайн-пособие.

Впервые с азами истории и географии школьники познакомились ещё в начальных классах, когда предмет «окружающий мир» знакомил их с основами абсолютно всех наук. Но тогда эти рассказы скорее напоминали научно-популярную увлекательную литературу. Теперь – каждый вопрос очень сложен, ответ требует времени и знаний от ученика. И потому всё чаще нужны советы профессионала, который разбирается во всех нюансах предмета как педагог и готов в любую минуту прийти на помощь, как родители – учебно-методический комплекс. Издание чрезвычайно компактно – всего 23 страницы. Но автор разместил на них самую разнообразную (и очень увлекательную) информацию:

Отличная навигация и красочное оформление помогает шестикласснику быстро разобраться с каждой темой и надёжно запомнить программный материал. Правильные ответы в нем, а также решенные задания многократно проверялись. Пользователи не обнаружат в пособии ни одной ошибки. В дополнение к этому хочется отметить, что большинство решений сложных упражнений сопровождается авторскими комментариями. Это является еще одним преимуществом представленного комплекса. Подспорье составлялось специально для того, чтобы облегчить школьникам жизнь. Теперь нет никакой необходимости просиживать до позднего вечера за учебниками и кучей дополнительных пособий, чтобы подготовиться к тесту. Ведь сделать это возможно с помощью представленного комплекса. А времени на подготовку уйдет гораздо меньше. Ребята смогут и отдохнуть, и погулять с друзьями.

Преимущества решебника по Истории России Арсентьева

Ученики и родители, которые используют ГДЗ во время подготовки к школьным урокам, контрольным работам и, возможно, будущим экзаменам, получают ряд преимуществ:

Предварительный просмотр

Тема урока:  Первые известия о Руси

Выявить причины и факторы  возникновения русской  государственности. Разобрать различные  точки  зрения  на  возникновение  государственности  в  Восточной  Руси. На основе  знакомства с различными  источниками и теориями  возникновения  государства,  построить  логическую  схему формирования  Древнерусского  государства.

Раскрывать смысл понятий: летопись, варяги, Русь, норманны;   Высказывать и аргументировать мнение о происхождении славян; Показывать на карте Скандинавию. Новгород, Ладогу, путь «Из  Варяг в Греки»; Описывать  занятия, облик руссов. Анализ информации содержащейся  в летописях.

Анализируя  текстовую и графическую  информацию различных источников, критически оценивать  её достоверность. фиксировать  результат. Определять  понятия,  устанавливать  аналогии для  достижения поставленных целей  учебной  деятельности.

Соотносить свои действия  с  планируемыми  результатами, осуществлять контроль  своей  деятельности  в  процессе  достижения  результата,  оценивать  правильность  решения  учебной  задачи.

Учебник:  «История России» /под ред  А. В. Торкунова. Москва «Просвещение» 2016.

1)  Происхождение  народа  Русь

2)  О чём говорит археология

3)  Споры  норманистов и антинорманистов

Урок изучения  нового  материала  с  элементами  лабораторной  работы.

Основные  понятия и термины: Русы; Варяги; Русь;  Норманская  теория.

862 г. – легендарное  призвание  Варягов

Гдз по истории России за 6 класс Арсентьев, Данилов, Стефанович. Учебник ФГОС Просвещение 2020 (1, 2 часть)

Средневековье — интересный исторический период, изучение которого интересно для ряда школьников. Программа шестого класса школы предусматривает рассмотрение фактов, событий, имен, относящихся к периоду средних веков. Со временем открываются все новые сведения, находятся источники, дополняющие и раскрывающие картину мира этой эпохи. Возможность участия в процессе открытий, исследований привлекает подростков. Поэтому, в том числе, работа с историческими практикумами многим представляется интересной и захватывающей. Чтобы сделать этот процесс более эффективным уже с азов, специалисты рекомендуют вооружиться полезными помощниками. В их числе называют гдз рабочая тетрадь по истории 6 класс Крючкова ФГОС, где даны решения интереснейших заданий к данному пособию-практикуму. Ребята могут самостоятельно организовать работу по ним. Как показывает практика, результаты таких занятий впечатляющие. Они сопоставимы с теми, что дает работа с репетиторами, а в ряде случаев — даже превосходят такие занятия по результативности. Организация процесса индивидуальна. Она зависит от конкретно поставленных целей и задач пользователя.

Что расскажет ГДЗ по истории за 6 класс авторы

В пособии шестиклассник сможет не только проследить пути торговых караванов и маршруты передвижения войск, но и познакомится с общей информацией о путешествиях культурных связях между народами в самых различных частях мира:

Некоторые темы, затронутые в данном пособии, помогут ребятам и в следующим учебном году разобраться с новым материалом. В пособие ГДЗ включены не только тематические разделы, но и вопросы с ответами, чтобы шестиклассник самостоятельно научился формулировать выводы из пройденного материала: перечислить последствия победы России в Северной войне, назвать причины и предпосылки Петровских реформ, а также подумать и рассказать как изменилась русская литература, быт и культура под влиянием вестернизации.