6 Класс
ГДЗ ПО ОБЩЕСТВУ 6 КЛАСС 2019 ГОД УЧЕБНИК - 1

ГДЗ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 6 КЛАСС АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИСЬ У НИХ У ДУБА У БЕРЕЗЫ

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание



ЧАСТЬ 1 Выберите страницу

ЧАСТЬ 2 Выберите страницу

Стихотворение «Рассказ танкиста» А. Твардовского — это стихи, написанные в 1942 году. Они рассказывают о храбром мальчике во время войны и о том, как важно быть смелым и любить свою страну. Автор видел и чувствовал все это сам.

Главные герои стихотворения — танкист и мальчик. Рассказ идет от лица танкиста, который вместе со своим отрядом сражается за освобождение городка. Они не могут найти вражескую пушку, но мальчик помогает им. Он рассказывает, где она находится, и решает показать им, куда стрелять. Мальчик очень храбрый, хотя вокруг него воюют и взрываются снаряды.

В итоге пушка уничтожается благодаря мальчику. Танкист запоминает его лицо и никогда не забудет его. Но автор жалеет, что не узнал его имя.

В стихотворении А. Твардовского мало сложных слов и стилистических приемов, потому что оно рассказывает о реальных событиях. Но есть слова, которые делают его ярче, например «трудный бой» и «жирный чернозем». Иногда в стихотворении рифма не совпадает, что делает его простым и прямым. Стихи написаны так, чтобы каждая строка имела определенное количество слогов.

Основная тема стихотворения — дети могут быть героями и делать поступки, за которые их хвалят и помнят. Мальчик в стихотворении показывает, что смелость не зависит от возраста. Важно ценить такие качества, как сила духа и любовь к родине.

Стихотворение «Рассказ танкиста» А. Твардовского говорит о героизме и силе духа, и о том, что подвиги детей не должны быть забытыми. Оно показывает, что каждый человек может совершить поступок, который останется в памяти истории.

Совершенствуем свою речь

1. Какими эпитетами передаёт Тютчев изменчивые цвета моря, его состояния, его простор и свободу? Какую роль играют эпитеты: только лишь изобразительную, передавая цвета морской стихии, или у них более сложная задача в стихотворении?

Добавить текст Вернуть оригинал

Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Эпитеты: лучезарно, сизо-темно, бесконечном, вольном, тусклым, великая

Эпитеты выполняют изобразительную функцию, а также подчеркивают покой морской стихии, сближая человека с природой, открывая таинственный морской мир.

2. В каких стихотворениях Тютчева встречались такие слова и выражения: «тощая зелень», «лёгкое племя», «буйные ветры», «два живых крыла», «природа-мать», «царь земли»? Как вы их понимаете?

«Листья», «С поляны коршун поднялся»

Тощая зелень – скудная зелень

Легкое племя – легкое на подъем племя (их много)

Буйные ветры – порывистые ветры

Два живых крыла – два движущихся крыла

Природа-мать – природа – мать для всего живого

Царь земли – в стихе: о человеке; тот, кто управляет землей

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» оставляет легкое светлое впечатление:

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

День стоит хрустальный, он наполнен светом, жизнью. До холодов еще есть время, можно насладиться пышным осенним убранством. Поэт восхищен красками природы. Ритм торжественный и бодрый, эпитеты «дивная», «хрустальный», «бодрый», «теплая», «чистая» подчеркивают приподнятое настроение стиха.

Стихотворение «Листья» говорит о тревоге листьев, переживающих за ушедшую молодость, готовящихся к старости. Под листьями здесь подразумевается человек, молодость которого так же быстротечно уходит, как и свежесть зеленых молодых листьев. Ритм стихотворения напряженный, но финал не тяжелый, в нем слышится надежда, воодушевление. Приемом антитезы («мы были в красе» — «висеть и желтеть») подчеркивается главная мысль стихотворения. Эпитеты «буйные», «докучных» выделяют торжественный финал.

4. Подготовьте устные сообщения о жизни и творчестве Тютчева, в своём рассказе не забудьте процитировать строки из стихотворений поэта.

Первые стихотворения появились в 1819-1820 годах. При их написании Тютчев пользовался стилистическими приемами поэтов 18 века. После этого периода в творчестве поэта все чаще наблюдается изысканность слога, которая будет сопровождать все его последующие сочинения. Одическая поэзия 18 века сочетается с романтическими традициями европейской литературы.

Тютчев в рабочем кабинете

В Германии Тютчев в основном занимался переводами с немецкого, стихи в этом период пишутся в основном «для души». Не прерывается связь и с бывшим наставником Семеном Раичем, который публикует некоторые стихи в своем журнале. Публика встречает «Летний вечер», «Видение» и другие стихотворения не слишком благосклонно. Для нее они кажутся весьма старомодными. Хотя критики именно эти творения Тютчева назовут впоследствии самыми удачными.

В 1836 году журнал «Современник» опубликовал 16 стихотворений Тютчева под названием «Стихотворения, присланные из Германии». После 1840 года наступает творческое затишье, продлившееся 10 лет.

В 1844 году Тютчев вернулся на родину. В 1848 году он вступает в должность старшего цензора. Всплеск творчества наступает в 1850 году. За последующие 20 лет поэтом был написан «Денисьевский цикл» и большое количество стихотворений с политической окраской.

Стихи Тютчева органично сочетали в себе философские понятия с любовной и пейзажной лирикой. Помимо этого, поэт обращался к темам общественной и политической жизни. Долгое время находясь вдали от России, он писал о ней с особой любовью и трепетным вдохновением.

В описании пейзажей Тютчев прибегает к самым красивым эпитетам. Он искусно передает изменчивость погоды, запахи дождя и листвы. Любовная лирика поэта отражает его переживания и эмоции, сожаления о быстротечном счастье. « Денисьевский цикл» полностью посвящен этому глубокому чувству.

Короткая, но дивная пора-

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все — простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

О творчестве Тютчева хорошо сказал И. С. Тургенев: «он создал речи, которым не суждено умереть». Действительно, судьба пережить автора и остаться в веках, достается только самым гениальным произведениям.

Одна из комнат музея-усадьбы в Овстуге

Стихи поэта о природе настолько музыкальны, что похожи на песню. Они лишены какого-либо уныния, восхищение и спокойствие, единение с природой – таков мотив пейзажной лирики Тютчева.

Тема любви занимает огромную нишу в творчестве поэта. « Денисьевский цикл» – самый известный сборник любовной лирики. Этот цикл возник как отражение любви немолодого поэта к юной девушке.

Музей-усадьба Тютчева в Овстуге

Памятник Тютчеву на территории музея

Анализ стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Дети и птичка»

Стихотворение было написано в (1858) году. « Дети и птичка» было написано для детей. В этом произведении автор рассказывает детям о смене времён года, перелётных птицах, приметах весны. В (XIX) веке специально для детей писали лишь некоторые писатели.

Жанр — .

Стихотворение представляет собой диалог детей и птички. Дети просят птичку не покидать их. Но птичка объясняет им, что она с подругами должна улететь на юг, потому что наступили холода и дожди. В тёплых краях солнышко не прячется за тучи, нет дождей, стужи и ветра. Дети интересуются, когда птичка вернётся к ним.

Вон на деревьях, на крыше беседкиСколько меня поджидает подруг!Завтра вы спать ещё будете, детки,А уж мы все понесёмся на юг.

«Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

Птичка обещает детям вернуться с новыми песнями, когда наступит весна. В стихотворении автор при помощи птички описывает детям приметы весны: снег сойдёт с полей, зажурчит ручей, природа будет оживать.

Я с запасом новых песенК вам вернусь, когда с полейСнег сойдёт, когда в оврагеЗажурчит, блестя, ручей —

Всё стихотворение состоит из 

строф по 

строки. Строфа — .

В стихотворении поэт использует стихотворных размера.

В трёх строфах он использует трёхсложный размер — . В стопе ударение падает на первый слог, далее идут два безударных слога.

М-лы-е крш-ки! Из в-шей сто-рн-ки

Г-нят ме-н хо-ло-д и дож-д.

В последних двух строфах стихотворения . Поэт использует двухсложный размер — . Ударение падает на чётные слоги в стопе.

Я с за-п-сом н-вых п-сен

В первой и второй строфах поэт использует  рифму. Рифмуются слова

и

и 

строк. Схема рифмы — АВАВ.

Рифмы 

и

строк — «звонких» и «сторонки». Рифмы 

и 

строки — «подожди» и «дожди».

В третьей строфе поэт использует  (парную) рифму. Рифмуются слова 

и

,

и 

строк. Схема рифмы — ААВВ.

Рифмы 

и

строки — «дождей» и «с ветвей». Рифмы 

и 

строки — «там» и «к нам». Схема рифмы — ААВВ.

В четвёртой и пятой строфе поэт использует приём — , то есть чередует строки с рифмой со строками, где нет рифмы.

Рифмы

и

строк — «с полей» и «ручей».

Рифмы в 

и

строке отсутствуют.

Средства художественной выразительности.

А. Н. Плещеев в стихотворении «Дети и птичка» использует , , , , . С примерами средств художественной выразительности можешь ознакомиться, кликнув эту ссылку.

1. Стихотворение написано для детей.

2. Стихотворение — это диалог детей и птички.

3. Поэт использует два стихотворных размера.

Трёхсложный размер (дактиль) задаёт стихотворению медленный темп и позволяет передать грустное настроение детей. Птичка улетает, наступают холода и дожди, природа готовится к зиме.

Двухсложный размер (ямб) с более быстрым темпом передаёт весёлое настроение стихотворения. Поэт описывает весенние изменения в природе.

Наступит весна, птичка вернётся, всё оживёт.

4. В стихотворении два вида рифм — перекрёстная и смежная (парная).

5. В стихотворении есть строки без рифм. Автор использует арифмию.

6. В стихотворении много обращений: «милые крошки», «детки», «малютки». Обращения помогают удержать внимание детей, для которых написано это стихотворение.

7. В стихотворении много восклицательных предложений: «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!», «Подожди!» и другие. Читатель понимает, что детям грустно расставаться с птичкой.

8. В стихотворении много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: птичка, песенки, крошки, сторонка, детки, солнышко, малютки. Такие слова передают доброе отношение автора к героям — детям и птичке. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами используются для общения взрослых с детьми.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ___________________________________________________________________________

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1. Каковы были увлечения Н. В. Гоголя?

Н. В. Гоголь увлекался чтением, театром, принимал участие в постановке спектаклей в гимназии.

Ещё  подростком  Гоголь  познакомился  с  жизнью  и  бытом деревни,  горячо  полюбил  народные  сказки,  песни,  предания.  С  самого  начала  своей  сознательной  жизни  он  связал  себя  с  русской  культурой,  значение  и  великую  роль  которой  он  высоко  ценил  ещё  в  отроческие  годы.

2. Подготовьте небольшой рассказ о Н. В. Гоголе, включив в него высказывания А. С. Пушкина и С. Т. Аксакова, материалы из Интернета (http://gotourl.ru/12837 и др.).

Николай Васильевич Гоголь (Яновский) – выдающийся русский писатель, драматург и прозаик. Признанный классик русской литературы. Родился 1 апреля 1809 года в Сорочинцах (ныне Полтавская область, Украина) в дворянской семье. Рос и воспитывался в атмосфере украинской самобытности, что в последствие отразилось в произведениях писателя. Начальное образование Николай получал дома, а затем 2 года учился в Полтавском уездном училище. Когда в Нежине открылась гимназия высших наук по типу Царскосельского лицея, то он перевелся туда. По окончании гимназии, в конце 1828 года, надеясь на блестящее будущее, переехал в Санкт-Петербург.

Там он был немного разочарован, так как средств на существование не хватало, в актёры его не принимали, литературная деятельность не удавалась. Под псевдонимом В. Алов в 1829 году он написал романтическое произведение «Ганц Кюхельгартен». После резкой критики в адрес книги, он сам же уничтожил её тираж. Первая повесть Гоголя «Басаврюк» появилась в 1830 году в журнале «Отечественные записки». Постепенно, он стал завязывать знакомства с литературным кружком Петербурга. Он общался с Сомовым, бароном Дельвигом, Плетнёвым, Пушкиным и Жуковским. С особым трепетом относился к общественным взглядам и творчеству Пушкина. Считается, что именно он навёл юного писателя на мысль написать такие произведения, как «Мёртвые души» и «Ревизор».

Постепенно появлялись в печати новые работы Гоголя. Среди них, «Вечер накануне Ивана Купала», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь». В альманахе «Северные цветы» была напечатана глава исторического романа «Гетьман». Однако его первым крупным литературным успехом стали «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих рассказах автор невероятно ярко изобразил украинский быт, с использованием веселья и тонкого юмора. В 1833 году писатель решил посвятить себя преподавательству, и уже через год был назначен помощником профессора на кафедре истории Петербургского университета. В этот период, он всецело занялся изучением истории Украины, что потом легло в основу замысла «Тараса Бульбы» (1835).

Так как Гоголя всегда привлекал театр, он желал попробовать свои силы в драматургии. В 1835 году вышла в свет комедия «Ревизор». Уже через год она была поставлена в московском театре. Вскоре после этого, писатель уехал за границу, где пробыл несколько лет. За рубежом он завершил свое произведение «Мёртвые души». Там его настигло шокирующее известие о смерти Пушкина. В 1841 году, вернувшись в Россию, при помощи Белинского он добился того, чтобы в печать вышел первый том «Мёртвых душ». Во втором томе отразился духовный кризис, настигший писателя к тому времени. Вскоре душевное состояние Гоголя ухудшилось. Он сжег второй том книги, перестал есть, углубился в мрачные мысли. Всё это привело к тому, что 4 марта 1852 года, в возрасте 42 лет, он скончался от истощения и утраты сил. Был похоронен на кладбище Данилова монастыря в Москве, но 31 мая 1931 года останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

Многие писатели высоко ценили творчество Н. Гоголя. Вот некоторые высказывания:

«Явился великий художник с глубоким и важным значением» (С. Т. Аксаков)

­Прочитайте вслух стихотворение «Родная деревня», прислушайтесь к его интонациям. Что вы можете ска­зать о мелодии стиха? Какие чувства передаёт автор через звучание стихотворения?

Интонация этого стихотворения очень лирична, по-детски непосредственна (открыта). Герой признается в любви своей деревне, в которой родился и которая всегда будет для него источником сил и вдохновения.

Чем запомнилась родная деревня Габдулле Тукаю? Ка­кие образы запечатлелись на всю жизнь? Как вы думаете, почему?

В родной деревне прошло детство героя, его самые счастливые годы, поэтому он помнит все события (и как играл, и как пахал землю со старшим братом). Помнит природу: горку, на которой стояла деревня, ручей и вкус его воды. Помнит первые духовные уроки: чтение Корана, молитвы, знания о судьбе пророка.

У кого из русских поэтов вы читали стихи о родной деревне? Сравните стихотворения разных поэтов об их малой родине. Что объединяет эти произведения?

Мировая поэзия знает множество стихотворений, вос­хваляющих, благодарящих книгу. Вспомните био­графию поэта и подумайте, почему он так благодарен книге.

Книги открывают перед читателем двери в иные миры, попадая в которые, можно многому научиться, многое понять: найти ответы на терзающие вопросы, посмотреть на привычные вещи с другой стороны, почувствовать боль другого человека. Книги – это пища для души и сердца. Габдулла Тукай рано остался без родителей, в деревне научился читать, а в девять лет оказался в медресе, где изучал русскую литературу. Наверное, книги для него были не только источником знаний, но и друзьями, и советчиками, и судьями.

Анализ стихотворения «Родная деревня»

Габдулла Тукай — знаменитый татарский поэт, его стихотворения всегда отличаются душевностью и лиризмом. Этого автора знают не только татары, он известен многим другим народам. На самом деле, его творчество многогранно: он и поэт, и публицист, общественный деятель и литературный критик. История создания

К сожалению, оставшись в 4 года без попечительства родителей, мальчик стал жить плохо. В приемных семьях его считали обузой, но когда в 1892 году он начал жить в крестьянской семье, Габдулла осознал любовь к родной земле.

Произведение «Родная деревня» написано в 1909 году и посвящено родине поэта — деревне Кырлай. Именно в этой деревушке поэт провел свое детство, познакомился со словом Корана и научился преодолевать жизненные трудности.

Габдулла Тукай с особой любовью, но в то же в время с ноткой грусти, рассказывает о родном крае.

ТемаЛирический герой стихотворения — сам Габдулла Тукай. Произведение состоит из 16 строк.

Композицию стихотворения можно разделить на несколько частей:

Рассказ о родной деревне. Воспоминания из детства (как жил, чему научился). Самыми яркими воспоминаниями мальчика являются: родник, из Корана и работы в полях со старшим братом. Описание своих взглядов на будущее. Автор утверждает, что в будущем он всегда будет вспоминать родной край. Средства выразительностиСтихотворение было написано в лирической ноте для того, чтобы максимально ярко продемонстрировать читателям свою глубокую любовь к родным местам.

Кроме этого, любовь к родине автор выражает с помощью средств выразительности:

Эпитеты (черной борозде, родная сторона). Олицетворения (ждет дорога). Метафоры (узнал путь). Гипербола (памятны навеки). Фразеологизмы (подать рукой). Стихотворение написано шестистопным ямбом, который придает стихотворению душевную и плавную интонацию.

Несмотря на то, что стихотворение состоит из 4-х четверостиший, ценность произведения от этого не уменьшается. Тенденция «зацепить» читателя прослеживается во всех творениях Габдуллы Тукая. Поэт обращается ко всем людям, живущим в селах и деревнях.

Г. Тукая многие не считают каким-то заурядным поэтом, но он словами умел зажечь сердца людей. Его произведения написаны в начале 20 века, но это не уменьшает их достоинства. « Родную деревню» можно поставить на один уровень со стихотворениями С. Есенина «Стихи о родной деревне» и К. Симонова «Родина».

Анализ стихотворения «Родная деревня» (2 вариант)

Габдулла Мухамедгари́фович Тукай в 1909 году написал стихотворение «Родная деревня», в котором отчётливо слышится любовь к малой родине.

История созданияДеревня Кырлай была небольшой, но именно в ней он провел светлые минуты детства в приёмной семье, в которой научился труду и тому, что нужно ценить свою землю, свой народ. В 1909 году Габдулла пишет стихотворение, в котором отразил признательность своей деревне.

Первоочередное значение занимает деревня, в которой рос Тукай. Именно в ней он познал радость счастья, смог увидеть слово Аллаха. В стихотворении есть лёгкая грусть, но оно наполнено любовью к деревне Кырлай. Композиция

Стихотворение можно назвать трёхчастным, что следует из логических блоков, на которые его подразделяет поэт. В первой части Габдулла описывает родные края, которые дороги его сердцу. Далее наступает осмысление жизни, затрагивается тема религии. В третьей части лирический герой устремлён взглядом в будущее, которое будет оптимистичным, ведь человек силён своими корнями.

Стихотворение относится к лирическим произведениям. В нём отображены эмоции героя, который не представляет себя без малой родины. Стихотворение написано ямбом, что создаёт размеренный темп.

Тукай выбирал те средства выразительности, которые помогали ему передавать искренние чувства к малой родине.

ЭпитетыБез эпитетов не мыслимо творчество Тукая. И студёный, и тяжёлая – целая палитра красок передаёт настроение лирического героя, подчёркивает особенности родины и труда. ОлицетворениеФразой «ждёт дорога» поэт передаёт необходимость двигаться дальше, как это часто бывает с людьми, которые перерастают возможности своего места рождения. Однако Габдулла всегда помнит о своей деревне.

Метафоры«Свет увидел» – одна из немногих метафор, присущих стихотворению. Тукай не увлекался использованием данного средства выразительности. Он любил эпитеты и олицетворения, которые создавали неповторимый колорит.

И «Родная деревня», и многие другие стихотворения исполнены гордостью и любовью, ведь малая родина всегда живёт в сердце человека.

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1. Тема. Идея (основная мысль). Каков основной мотив стихотворения

(основное настроение поэта, чувство, которое
он испытывал во время его написания)?
4. Какими средствами выразительности и
изобразительности создается образ?
5. Рифмический рисунок стиха.
6. Размер стихотворения.
7. Что особенно привлекает ваше внимание в
произведении? Почему?

Это о чем (или о ком)
говорится в стихотворении.
Очень часто тема
отражается в заглавии.

Эта та мысль, которую хотел
донести автор стихотворения до
читателя (слушателя)
Идея может быть выражена в
заглавии или в какой-нибудь строке
стихотворения. Но чаще всего её
надо «найти» и сформулировать

Лирический герой

Это лицо в лирической поэзии,
переживания, мысли и чувства
которого выражены в
стихотворении, от имени
которого оно написано.

Образы лирики

• Предметы
• Явления
• Природа
• Лирический герой
• Автор

Метафора

Это скрытое сравнение, в основе
которого лежит переносное значение
слова, союз (как, словно, как будто) при
этом отсутствует, но подразумевается.
В саду горит костёр рябины красной,
но никого не может он согреть.
С. А. Есенин

Сравнение

Это прямое сравнение, в основе которого
лежит переносное значение слова, даётся
при помощи союзов: как, словно, точно, как
будто.
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно: покой и простор.
Листья поблекнуть ещё не успели,
Жёлты и свежи лежат, как ковёр.
Н. А. Некрасов

Олицетворение
Это художественный приём, основанный
на наделении неодушевлённых предметов
человеческими качествами и чувствами.
Отговорила роща золотая берёзовым
весёлым языком.
С. А. Есенин

Антитеза

Это литературный приём, основанный на
противопоставлении.
Они сошлись: волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
А. С. Пушкин

Аллитерация

Литературный приём звукописи,
основанный на повторении в тексте
определённых созвучных или одинаковых
согласных звуков.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шёлковом шелесте снежного шума.
С. А. Есенин

Анафора

Литературный приём, построенный на
одинаковом начале нескольких соседних
предложений ( строк, стихов).
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
А. С. Пушкин

Рифма

ПЕРЕКРЁСТНАЯ
Туча мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.
А. С. Пушкин
•А
•Б
•А
•Б

ПАРНАЯ
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
•А
•А
•Б
•Б

Проанализируйте

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.
Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.
Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.
А. А. Фет

4. Средства художественной
выразительности:
Эпитеты: печальная берёза, прихоть
мороза, разубрана (прихотью мороза)
берёза, наряд траурный, наряд
радостен, краса ветвей.

Аллитерация:1 строфа: Р,
2строфа: В, Р,
3 строфа: сонорные Л, М, Н.
Ассонанс: 1 строфа: Е,А;
2 строфа: А;
3 строфа: У, И.