6 Класс
ГДЗ ПО МАТЕШЕ 6 КЛАСС 1 ЧАСТЬ НОМЕР 640 - 552

ГДЗ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС СЛОВА ЛЕКСИКА

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) по Русскому языку 6 класса авторов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, 2015г. / 2019г. / 2023г. на Номер №504.

Ура! Есть подробное решение. ПерейтиУра! Есть подробное решение. ПерейтиУра! Есть подробное решение. Перейти

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; — 5-е изд — М. : Просвещение, 2015г.

Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2ух частях. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — М. : Просвещение, 2019г.

Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. — М. : Просвещение, 2023г. Ф ГОС

ГДЗ (готовое домашние задание из решебника) по Русскому языку 6 класса авторов М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, 2015г. / 2019г. / 2023г. на Номер №382.

В 6 классе школьник продолжает изучать русский язык, и его знания становятся более глубокими и обширными. Г ДЗ к рабочей тетради Универсальные учебные действия по русскому языку 6 класс Вовк С. М. помогут усвоить материал, который поможет в дальнейшем в учёбе. Пособие полностью соответствует всем требования федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Русский язык является одним из самых богатых языков в мире. Он играет важную роль в жизни каждого человека. На нём разговаривают люди разных национальностей и социальных слоёв. Его изучают в школах и вузах. Изучение русского языка имеет огромное значение. В настоящее время русский язык является одним из самых распространённых языков в мире, он занимает второе место после английского языка. Русский язык – один из древнейших языков мира, который является средством межнационального общения народов нашей страны и многих других государств. Язык – это неотъемлемая часть культуры каждого народа. Благодаря языку люди общаются друг с другом, передают опыт, накопленный поколениями. История языка – это история народа, его язык – зеркало его духовной жизни, его мироощущения, его идеалов.

Русский язык – это одна из основополагающих дисциплин в школе. Этот предмет сдается на всех экзаменах и, естественно, пригодится в жизни – грамотность опять входит в моду. Но с каждым годом школьная программа усложняется, заданные на дом упражнения становятся объемнее, а требования педагогов – жестче. Это не может не вызвать проблемы даже у тех ребят, которые очень любят родную речь. Но не стоит опускать руки. Лучше обратиться за помощью к проверенным источникам. Мы советуем «ГДЗ по русскому языку 6 класс Диагностические работы Соловьева (Просвещение)».

Как работать с задачником и ГДЗ

Многие рассматривают книги с готовыми домашними заданиями исключительно в качестве шпаргалки для списывания и делают это напрасно. Если сразу заглядывать в правильные ответы, никакого толка не будет. Лучше действовать по такому варианту:

Если занятия по «ГДЗ к диагностическим работам по русскому языку за 6 класс Соловьева Н. Н. ( Просвещение)» будут носить систематический и регулярный характер, то положительные отметки не заставят себя долго ждать.

Как устроен решебник диагностических работ по русскому для 6 класса от Соловьевой

Многие родители в первую очередь обращают внимание на полное отражение школьного курса в изданиях с ГДЗ. В справочник, выпущенный издательством «Просвещение», входят такие параграфы, как:

Исходя из этого можно смело сказать, что этот замечательный решебник соответствует нормам федерального государственного стандарта.

Дополнительное ГДЗ

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

ФГБОУ ВО Бурятский государственный университет

имени Доржи Банзарова

Словообразование имён существительных

ПИ 44.03.01 начальное образование

Дисциплина: Русский язык

Выполнила: Молчанова Анастасия Сергеевна

Развитие языка совершается постоянно и осуществляется на всех уровнях: подвергается различным изменениям звуковая система, меняется морфемный состав слова, претерпевают семантические изменения слов и словосочетаний. Наиболее заметные и ощутимые трансформации происходят в словарном составе языка, то есть в лексике.

Современный русский язык отличается большой способностью к образованию новых словарных единиц. Подавляющее большинство новообразований создается посредством тех словообразовательных способов и средств, которыми располагает тот или иной язык.

Способы словообразования в современном русском языке представлены двумя группами: морфологический с его разновидностями (префиксальный, префиксально – суффиксальный, бессуффиксальный, сложение основ) и неморфологические способы (лексико – семантический, лексико – синтаксический, морфолого – синтаксический). Однако не все из них используются в одинаковой степени в образовании имен существительных.

Все выше изложенное определило актуальность реферата, которая заключается в поиске продуктивных приемов словообразования имен существительных.

1. Теоретические основы исследования

1.1 Грамматические категории имен существительных

Грамматическая категория – это совокупность грамматических форм, выражающих однородные или взаимопротивопоставленные грамматические значения.

Имя существительное – это знаменательная часть речи с лексико – грамматическим значением предметности, с формально – морфологическими категориями числа, рода и падежа, с преимущественной синтаксической функцией подлежащего и дополнения, и своими особенностями в словообразовании.

Исходя из определения, у имени существительного существуют грамматические категории числа, рода и падежа.

Род — это способность имён существительных сочетаться с определёнными для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно.

По признаку рода имена существительные делятся на три группы:

1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя);

2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь;

3) имена существительные среднего рода (лицо, море, племя, ущелье).

Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола (плакса, недотрога, молодчина, выскочка, хапуга).

Грамматическое значение рода создаётся системой падежных окончаний данного существительного в единственном числе (таким образом, род существительных различают только в единственном числе).

К мужскому роду относятся:

1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач);

2) некоторые существительные с окончанием -а (я) типа дедушка, дядя;

3) некоторые существительные с окончанием -о, -е типа сараишко, хлебушко, домишко;

4) существительное подмастерье.

К женскому роду относится:

1) большинство существительных с окончанием -а (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже;

2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь).

К среднему роду относятся:

1) существительные с окончанием на -о, -е в именительном падеже (окно, поле);

2) десять существительных на -мя (бремя, время, племя, пламя, стремя и пр.);

3) существительное «дитя».

Некоторые существительные с окончаниями –а (я) способны служить экспрессивными названиями лиц и мужского, и женского пола. Это существительные общего рода, например: плакса, недотрога, ябеда, неряха, тихоня.

Иноязычные нарицательные несклоняемые имена существительные распределяются по родам следующим образом:

1) названия лиц мужского пола (денди, маэстро, портье);

2) названия животных и птиц (шимпанзе, какаду, колибри, кенгуру, пони, фламинго);

3) слова кофе, пенальти и др.

К женскому роду относятся названия лиц женского пола (мисс, фрау, леди).

К среднему роду относятся названия неодушевлённых предметов (пальто, кашне, декольте, депо, метро).

Несклоняемые существительные иноязычного происхождения, обозначающие животных и птиц, обычно относятся к мужскому роду (фламинго, кенгуру, какаду, шимпанзе, пони).

Род несклоняемых иноязычных географических названий, а также названий газет и журналов определяется по родовому нарицательному слову, например: Бордо (город), Миссисипи (река), Эри (озеро), Конго (река), Онтарио (озеро), «Юманите» (газета).

Род несклоняемых сложносокращённых  слов в большинстве случаев определяется по роду стержневого слова словосочетании, например: МГУ (университет — м.р.) МФА (академия — ж.р.).

Противопоставление форм числа подкрепляется или дублируется также формами числа слов, зависимых от существительных и согласуемых с ними в числе, например:

австралийск-ий кенгуру – австралийск-ие кенгуру

Кроме того, формы числа могут различаться также и ударением (например: дом, до́ма и дома́;весло́, весла́ и вё́сла, вёсла, вёсел)и структурой основы – наличием особых суффиксов (брат – братья, сын – сыновья, утёнок – утята, горожанин – горожане), супплетивными основами (человек – люди, ребёнок – дети).

Формы числа несклоняемых существительных, как и формы падежа и рода, внешне проявляются лишь в формах согласования, а само согласование идёт по смыслу: красивая авеню –красивые авеню, новое пальто – новые пальто, пожилой портье – пожилые портье и т.д.

С точки зрения возможности выражения количества все существительные делятся на четыре группы:

1) существительные, имеющие соотносительные формы единственного и множественного числа без изменения семантики слова, т.е. такие, которые обозначают единичное количество предметов и их неединственное число (более одного предмета);

2) существительные, имеющие соотносительные формы единственного и множественного числа с изменением семантики слова, т.е. такие, которые обозначают либо единственное число, либо сорта, разновидности каких-либо предметов;

3) существительные, имеющие только одну форму числа – единственного (Singulariatantum);

4) существительные, имеющие только одну форму числа – множественного (Pluraliatantum).

Наличие двух соотносительных форм числа с сохраняющейся во множественном числе семантикой выделяет класс считаемых предметов. Такие существительные называют также считаемыми. Прежде всего, к считаемым существительным относятся конкретные, собственно предметные существительные, которые являются названиями конкретных предметов, например: компьютер – компьютеры, книга – книги, осина – осины,

Число – это грамматическая категория, которая выражает у существительного количественные характеристики предметов. В современном русском языке категория числа основывается на противопоставлении единственного и множественного числа, в то время как в древнерусском языке эта категория была трёхчленной, поскольку включала ещё двойственное число.

Значение категории числа существительного во многих грамматиках понимается как обозначение количества предметов: один – более одного. Категория числа имён существительных в современном русском языке своими формами – единственным и множественным числом – отражает количественную сторону предметов, противопоставляя единичность (ед.ч.) и множественность (мн.ч.), т.е. один предмет и множество предметов, начиная с двух, без какой — либо дальнейшей дифференциации:

парта (одна) – парты (две и более), книга (одна) – книги (две и более) и т.д.

Значение числа выражается в существительном вместе со значением падежа. Формы единственного и множественного числа различаются системами флексий. Особых, специальных средств выражения форм единственного и множественного числа имён существительных в русском языке нет: формы числа выражаются вместе с формами падежа падежными окончаниями, которые в связи с этим делятся на падежные окончания единственного числа и падежные окончания множественного числа.

В формах единственного числа выбор флексии зависит от типа склонения, во множественном числе различие типов склонения проявляется лишь в части падежей.

Словоизменительная морфологическая категория падежа строится как противопоставление шести основных рядов форм и пяти дополнительных, различающихся флексиями, причём флексии существительных выражают одновременно падежное значение и значение числа. У несклоняемых существительных падежные значения выражаются только формами согласуемых или координируемых слов (в предложении являющихся определением либо именным сказуемым).

Шесть основных падежей:

В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них.

Таким образом, имя существительное имеет три наиболее важных грамматических категории: род, число и падеж.

1) имена существительные мужского рода;

2) имена существительные женского рода;

3) имена существительные среднего рода.

Категория числа имени существительного во многих грамматиках понимается как обозначение количества предметов: один – более одного. Категория числа имён существительных в современном русском языке своими формами – единственным и множественным числом – отражает количественную сторону предметов, противопоставляя единичность (ед.ч.) и множественность (мн.ч.).

Таким образом, имена существительные являются самостоятельной частью речи, имеющей грамматические категории рода, числа и падежа, со своей системой словоизменения, с преимущественной синтаксической ролью подлежащего и дополнения и со своими особенностями словообразования.

1.2 Словообразовательная система русского языка

Термин словообразовательный тип является одним из центральных понятий словообразования. Словообразовательный тип — это формально-семантическая схема построения производных слов определенной части речи, отвлеченная от их конкретных свойств. Производные слова, составляющие словообразовательный тип, характеризуются общностью трех основных признаков:

1. Имеют производящие, относящиеся к одной и той же части

2. Обладают одним и тем же формальным показателем;

3. Выражают одинаковые семантические отношения к своим

производящим, т. е. имеют одно и то же словообразовательное значение.

Например, имена существительные баранина, кабанина, осетрина, фазанина и т. п. образуют один словообразовательный тип, т. к. все они созданы на базе одной части речи — имен существительных (баран, кабан, осетр, фазан); имеют один и тот же формальный показатель — суффикс

-ин-; выражают одно и то же словообразовательное значение — обозначают «мясо животного, названного в производящей основе».

Другой словообразовательный тип составляют существительные царапина, отметина, зазубрина, пробоина, т. к. все они образованы от глаголов (царапать, отметить, зазубрить, пробить); выражают одно

и то же словообразовательное значение — обозначают «предмет, являющийся результатом действия, названного в производящей основе»; имеют один и тот же формальный показатель — суффикс -ин-.

Таким образом, производные слова, относящиеся к одному словообразовательному типу, находятся в одинаковых формально-семантических отношениях со своими производящими.

Производные слова, у которых не совпадает хотя бы один из трех признаков, относятся к разным словообразовательным типам. Всегда относятся к разным словообразовательным типам производные слова, у которых не совпадает часть речи производящих. Это несовпадение обязательно ведет к несовпадению у них словообразовательных значений, потому что последние определяются смысловым взаимоотношением производящих и производных слов. Словообразовательный тип — важнейшая единица словообразовательной системы языка. Синхронная система словообразования представляет собой совокупность всех существующих в современном русском языке словообразовательных типов в их взаимодействии.

Словообразовательный тип — не единственная единица словообразовательной системы.

Система в словообразовании — это и система словообразовательных гнезд. Под словообразовательным гнездом понимается упорядоченная отношениями производности совокупность слов, характеризующихся общностью корня. Общность однокоренных слов проявляется не только в плане выражения (в наличии у них одного и того же корня), но и в плане содержания (корень выражает общий для всех родственных слов элемент значения), т. е. слова, объединяющиеся в словообразовательное гнездо, имеют и смысловую, и материальную общность.

Словообразовательное гнездо нередко определяют как простую совокупность однокоренных слов. Такое определение не отражает одно существенное свойство словообразовательного гнезда — упорядоченный характер этой совокупности слов. Дело в том, что любое гнездо имеет строго определенную структуру, и каждый его элемент (слово) занимает в нем предусмотренное системой языка и закрепленное в норме место.

В структуре словообразовательного гнезда в качестве его минимальной единицы выступает словообразовательная пара. Словообразовательную пару составляют производящее и производное, например: степь — степной; дорог(а) — дороженька; дорог(а) — дорожный; чистить — чистка; чистить — прочистить.

Следующей, более крупной единицей словообразовательного гнезда на горизонтальной оси является словообразовательная цепь. Словообразовательная цепь — это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями последовательной производности. Исходное слово цепи (оно же и исходное слово гнезда) является непроизводным и выполняет функцию производящего. Слова последующих звеньев, кроме последнего, одновременно выступают как производные и производящие. Слово, замыкающее цепь, является только производным, не используется как производящее.

Как важнейшая синтагматическая единица в структуре гнезда, словообразовательная цепь характеризуется сложными формальными и смысловыми отношениями слов, представляющих все ее звенья. Очень разнообразны словообразовательные цепи по своему строению. Разнообразие это создается, прежде всего, комбинацией частей речи в составе словообразовательной цепи:

а) В роли исходных выступают слова большинства частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, наречия, междометия, звукоподражания, отдельные служебные слова):

б) В конечном ее звене образуются слова всех основных частей речи:

в) В средних звеньях встречаются также слова всех основных частей речи.

Ограничение на структурное разнообразие словообразовательных цепей накладывает возможное количество звеньев: словообразовательная цепь минимально состоит из одной словообразовательной пары, максимально — из 7 пар. Седьмым звеном исчерпываются словообразовательные возможности русского языка на синтагматической оси. Цепи из 7 звеньев встречаются редко. Для русского языка наиболее характерны цепи из 3 — 4 звеньев.

Разная последовательность частей речи и их комбинация в словообразовательных цепочках — это и разная последовательность, разные комбинации смыслов в них.

В составе гнезда на вертикальной оси в качестве основной

Взаимосвязь и взаимодействие двух планов обеспечивается тем, что на словообразовательном уровне каждое производное слово одновременно вступает как в синтагматические, так и в парадигматические связи.

Словообразовательная парадигма — совокупность всех производных одного производящего — является частью гнезда. Отсюда гнездо — это совокупность словообразовательных парадигм.

Словообразовательную парадигму имеют все слова гнезда,

участвующие в словообразовании, выступающие в качестве

производящих. В гнезде столько словообразовательных

парадигм, сколько производящих.

Таким образом, словообразовательная система современного русского языка представляет собой сложную иерархическую структуру. Основной единицей классификации в словообразовательной системе является словообразовательный тип. Тесно связано с понятием словообразовательного типа понятие словообразовательного гнезда, в структуре которого в качестве его минимальной единицы выступает словообразовательная пара. Более крупными единицами словообразовательного гнезда являются словообразовательная цепь и словообразовательная парадигма.

1.3 Способы словообразования в современном русском языке

Способ словообразования – это прием образования новых слов с использованием определенных словообразовательных средств (формантов).

Самым продуктивным, самым богатым способом образования слов является морфологическое словообразование. Морфологическое словопроизводство осуществляется в русском языке путем аффиксации, сложения, безаффиксного способа словообразования, аббревиации и обратного образования (или редеривации). Морфологический способ словообразования является наиболее продуктивным, творческим и моделированным.

По своему характеру морфологический способ словообразования представляет собой образование новых слов на базе существующих в языке основ, словообразовательных элементов и правил соединения их в словесные единства.

Суффиксальный способ — один из ведущих способовморфологического словопроизводства. Этим способом образовано большинство слов, относящихся к разным частям речи.

Суффиксы, служащие для образования имен существительных со значением лица. Способы образования существительных этой группы очень разнообразны.

Для образования существительных мужского рода, употребляемых при обозначении лиц по профессии, деятельности, роду занятий (иногда с указанием на преобладающий признак в деятельности), используются следующие продуктивные суффиксы (частично иноязычные, как и основы):

1) -щик, -чик;

3) -тель, -итель;

4) -ик, -ник;

5) -овец, -ец, -ист;

7) -ант (-янт), -ент;

9) -анец (-янец), -ин, -анин (-янин), -чанин;

10) -ич, -ович (-евич)

Для образования существительных женского рода (большей частью такие существительные являются производными, соотносительными с существительными мужского рода) употребляются следующие суффиксы:

3) -щиц-а, -чиц-а, -льщиц-а

5) -ичн-а, -иничн-а, -овн-а (-евн-а)

Суффиксы, служащие для образования имен существительных с абстрактным значением. В современном русском литературном языке наиболее продуктивными суффиксами этой группы являются следующие:

1) -ость (-ность);

2) -мость (-емость);

3) -ни-е (-н-ье), -ени-е;

4) -аци-я (-яци-я), -фикаци-я;

6) -и-е (-ье);

7) -ств-о (-еств-о);

1.3.2 Префиксальный способ

Префиксальный способ относится к продуктивным способам в системе морфологического словопроизводства, особенно активно он применяется для образования глаголов, в меньшей мере для образования существительных, прилагательных и наречий. В ряде случаев существительные с приставками явно обнаруживают своё происхождение от глагольных основ с теми же приставками (а также от основ прилагательных). Но некоторые типы приставочных образований типичны для существительных, хотя часть их однородна с образованиями прилагательных и глаголов.

Приставки присоединяются не к производящим основам слов, а непосредственно к производящим словам, чем существенно отличаются от суффиксов. Префиксальным способом обычно образуются слова в пределах одной и той же части речи: махнуть — вз-махнуть; внук — пра-внук; красивый — не-красивый, всегда — на-всегда.

Более тридцати словообразовательных типов характеризуют систему глагольного словообразования с помощью префиксального способа. Им свойственны приставки: в-, на-, за-, из-, до-, с-, вы-, о-, недо-, пере-, по- и др.

Приставки не закреплены за определенной частью речи в русскомсловопроизводстве (сравним: со-размерять, со-брат, со-слепу и т. п.).

1.3.3 Префиксально – суффиксальный способ

Префиксально-суффиксальный способ словообразования — это производство нового слова путем одновременного прибавления к производящей основе (или к производящему слову) и приставки, и суффикса:

окн-о — под-окон-ник, дорог-а — по-дорож-ник, берег — при-бреж-н-ый, боль -обез-бол-и-ть, пуст-ой-в-пуст-ую, красн-ый —  до-красн-а.

На практике часто бывает трудно определить, каким способом (префиксальным или префиксально-суффиксальным) образовано слов, имеющее в своем составе приставку и суффикс. Здесь необходимо опираться не только на смысловуюмотивированность анализируемого слова, но и использовать формальный критерий.

Слова, образованные префиксально-суффиксальным способом, не употребляются без приставки (нет слов «снежник», «дорожник», «бережье» и т.п., в то время как слова, образованные префиксальным способом, всегда могут употребляться самостоятельно, без приставки (антивоенный — военный, антиокислитель — окислитель, бесклассовый — классовый).

Суффиксально-префиксальный способ объединяет значительное количество словообразовательных типов в системе имен существительных, имен прилагательных, глаголов, наречий.

1.3.4 Безаффиксный способ

Безаффиксное словообразование – это такой способ, при котором новое слово образуется от мотивирующей основы без использования каких-либо словообразовательных показателей: записать – запись; зеленый – зелень.

Бессуффиксальный (безаффиксный) способ словообразования часто применяется в профессиональной речи (нагрев, обжиг, промыв, подклад, завал), а также в просторечии (окрик, отпад, наскок). Подобные слова распространены в профессионально-терминологической лексике (ординар, негабарит, конструктив, криминал, термояд, сюр — сюрреализм). Особенно характерны названия лиц (экстремал, инфантил, нелегал, театрал, акселерат, фанат). Некоторые из подобных слов, расширяя сферу своего употребления через посредство СМИ, закрепляются в литературном языке (позитив, примитив, интим).

1.3.5 Сложение основ

Сложение основ — это такой вид морфологического словообразования, когда в результате сложения двух и более основ или слов образуется новое слово. Этот способ широко используется в современном русском языке при образовании существительных (особенно в научной и производственно-технической речи). Типы словосложения следующие:

1) соединение двух основ (существительного и глагола) при помощи соединительной гласной -о(-е-): сенокос, лесовоз, пылесос, сталевар, ледокол, хлеборез.

Иногда при образовании слов данного типа употребляются и суффиксы, например -ец, -тель-, -к-а: миноносец, законодатель, маслобойка, водокачка и др.;

2) соединение двух существительных (равноправных или с синтаксическим подчинением первой части) при помощи соединительной гласной или без нее: радиоузел, железобетон, водопровод, изба-читальня, северо-восток;

3) сочетание основ прилагательного и существительного с помощью соединительной гласной -о(-е-): чернозем, мелколесье, Железноводск;

4) сочетание родительного падежа числительного с основой существительного, осложненное суффиксом: пятилетка, тысячелетие, треугольник;

5) сочетание основ местоимения и глагола, осложненное суффиксом: самокритика, своеволие, себестоимость.

Особый тип словосложения представляют сложносокращенные слова (аббревиатуры). Этот тип образования слов, хотя и был известен уже в XIX в., получил наиболее широкое распространение в советскую эпоху, главным образом для названия организаций, учреждений, должностей. Не менее продуктивен этот тип словосложения и в настоящее время.

В русском языке, кроме морфологических способов словообразования, существуют еще и неморфологические способы. К ним относятся: морфолого-синтаксический способ (переход одной части речи в другую); лексико-синтаксический способ (образование слов из словосочетаний) и лексико-синтаксический способ.

1.3.6 Лексико-семантический способ

Лексико-семантическое словообразование выражается в том, что слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два или более слова-омонима, которые сосуществуют как слова с различным значением, например:

спутник (попутчик) — спутник (космический объект)

При образовании слов данным способом словообразования, чаще всего наблюдается следующая закономерность: если слово возникло на базе слов с производной основой, то в новом слове основа становится непроизводной. Например:

спутник — производная основа, членимая.

спутник -непроизводная основа, нечленимая.

Хотя в результате лексико-семантического способа не возникает нового слова ни со стороны его категориального значения (как часть речи оно не изменяет своей основной лексико-грамматической характеристики), но по положению в словообразовательной системе языка, оно отличается от мотивирующего, в частности, приобретает способность выступать в качестве производящего для новых лексических единиц: меценат-меценатство, ударник – ударничество и т. д.

1.3.7 Лексико-синтаксический способ

Лексико-синтаксическое словообразование имеет место в случаях образования слов из словосочетаний, объединенных в одно слово в процессе употребления в языке, например: сумасшедший (с ума сшедший), тяжелораненый (тяжело раненный), четыреста (четыреста), наконец (на конец), сейчас (сей час).

При образовании слов из словосочетаний (часто это прилагательное + существительное) обычно происходит своеобразная словообразовательная компрессия: на базе прилагательного образуется имя существительное (с помощью суффикса -к), а определяемое имя вовсе опускается. Такое свертывание двухсловных наименований в одно особенно характерно для нашего времени и распространено в разговорном стиле: пятиэтажка (пятиэтажный дом), оборонка (оборонная промышленность), наличка (наличные деньги), высотка (высотное здание), зачетка (зачетная книжка), духовушка (духовое ружье), визитка (визитная карточка) и др. Такой же способ обнаруживается и при образовании бытовых наименований различных круп — пшенка, гречка, овсянка, а также других пищевых изделий — тушенка, жженка.

Поскольку в данном типе словообразования участвуют суффиксальные элементы, то его можно отнести и к морфолого-синтаксическому, а точнее –лексико – морфолого-синтаксическому.

1.3.8 Морфолого-синтаксический способ

Морфолого-синтаксическое словообразование осуществляется при переходе слов, принадлежащих к какой-либо части речи, в иную часть речи, например: прилагательные «запятая, булочная, лесничий, слабительное»перешли в имена существительные; причастие «заведующий» перешло в имя существительное; деепричастия «благодаря, несмотря (на)»перешли в предлоги и т.д.

Различают следующие разновидности данного способа словообразования:

-субстантивация – это переход разных частей речи в имена существительные: рабочий, трудящийся, набережная;

-адъективация – это переход разных частей речи в имена прилагательные: выдающийся(причастие) из скалы камень – выдающийся (прилагательное) учитель;

-адвербиализация – это переход разных частей речи в наречия: рядом, шагом, бегом;

-прономинализация- это переход других частей речи в местоимения:

В стихах А. Блока есть одна(мест.)строка, в которой отражен весь смысл стихотворения;

-десемантизация – это переход самостоятельных частей речи в служебные части речи: в течение, благодаря.

Морфолого – синтаксический способ словообразования продуктивен для имен существительных и прилагательных. Для глаголов и глагольных форм он является не продуктивным. Для служебных частей речи и междометий этот способ словообразования является единственным эффективным способом.

Таким образом, словообразовательная система русского языка представляет собой достаточно четкую структуру. В русском языке выделяется две группы способов словообразования: морфологические и неморфологические, каждая из которых представлена несколькими разновидностями. Для русского языка морфологическое словопроизводство является наиболее продуктивным и моделированным.

Имена существительные образуются в современном русском языке разными способами. При этом из всех видов морфологического словообразования существительных особенно распространены суффиксальный, суффиксально – префиксальный, безаффиксный способы и сложение основ. Однако степень их продуктивности различна. Так, приставочный (префиксальный) способ в словообразовании существительных играет меньшую роль по сравнению с суффиксальным способом. Из неморфологических способов словообразования наиболее продуктивными в сфере существительных является лексико-семантический и морфолого-синтаксический (субстантивация).

Словообразование – это раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов (из каких частей они состоят). В русском языке выделяют следующие способы образования слов: морфологические и неморфологические.

Имена существительные образуются в современном русском языке разными способами. Самым продуктивным способом словообразования имен существительных является суффиксальный. При помощи суффиксов имена существительные образуются от имен существительных (зуб – зуб-ок, гриб – гриб-очек), от имен прилагательных (красивый – крас-от-а, справедливый — справедлив-ость), от глаголов (ходить – ходь-б-а). При помощи приставок имена существительные чаще всего образуются от существительных (город – при-город, вкус – при-вкус, бег – по-бег). Кроме того, имена существительные в современном русском языке образуются путем сложения основ (лес, парк – лесопарк; корень, плод – корнеплод), субстантивацией (столовая, мороженое, портной), аббревиацией (театр юного зрителя — ТЮЗ).

1. Андрейченко, Л. Н. К вопросу о разграничениях морфемного, словообразовательного и этимологического анализа / Л. Н. Андрейченко // Начальная школа. – 1996. — №12. – С. 18-24.

2. Валгина, Н. С. Современный русский язык / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. – М.: Логос, 2002. – 528 с.

3. Виноградов, В. В. Русский язык / В. В. Виноградов — М. : Высшая школа,1972. — 607 с.

4. Виноградов, В. В. Вопросы современного русского словообразования / В. В. Виноградов // Избр. труды: исслед. по русской грамматике. – М.: Наука, 1975. – 468 с.

5. Винокур, Г. О. Заметки по русскому словообразованию / Г. О. Винокур // Избранные работы по русскому языку. – М. : Просвещение, 1959. – С. 126-141.

6. Дудников, А. В. Современный русский язык / А. В. Дудников. — М. : Высш. шк., 1990. — 415 с.

7. Ефремова, Т. Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц / Т. Ф. Ефремова. – М.:Владос, 1996. — 356 с.

8. Земская, Е. А. Современный русский язык. Словообразование / Е. А.Земская — М.

Условие 2019 г.

сменить на 2015 г.сменить на 2023 г.

Условие 2015 г.

сменить на 2019 г.сменить на 2023 г.

Другие задачи из этого решебника

18 предложений/ 256 слов

Речь является неотъемлемой составляющей человеческого общения. Она необходима нам для лучшего взаимопонимания и точного выражения своих мыслей. Люди осознали это еще в далеком прошлом и стали пробовать взаимодействовать со своими соратниками при помощи звуков, а затем постепенно из звуков возникли слова.

Происхождение слова — это удивительный процесс, который начался много тысяч лет назад и продолжается до сегодняшнего дня. В каждой стране, и даже в каждом конкретном городе, люди дают свои названия окружающим их предметам и явлениям действительности.

Некоторые слова остаются неизменными в языке на протяжении многих лет, не изменяя своей формы и значения, в то время как другие постоянно претерпевают изменения. Так, сегодня мало кто может узнать в слове «плоске» современное значение «площадь» или понять, что на древнем языке слово «крома» означало «Кремль».

Часто слова возникают на основе первых ассоциаций, которые возникают при их виде. Возможно, именно так произошло с словами «подснежник» или «подоконник». Однако иногда все оказывается гораздо сложнее. Так, даже самые уважаемые филологи не могут объяснить причины появления определенных названий.

Многие слова приходят к нам из других языков и становятся заимствованными, а затем уже принимают формы, соответствующие правилам русского языка, образуя все новые и новые формы. « Я считаю, что именно в глобальном масштабе происходит такое сегодня. Недавно никто в России не был знаком с такими словами, как «хайп», «фейк» или «кешбэк», а сейчас они звучат повсюду. И люди без стеснения используют их в разных формах, что абсолютно естественно. Новые слова неизбежно должны появляться в языке, потому что это свидетельствует о его развитии. А если язык развивается, значит он живет. И для всех нас очень важно, чтобы он оставался таким еще много лет.

Условие 2023 г.

сменить на 2015 г.сменить на 2019 г.

Образуйте сложные прилагательные от данных слов.

Образец. Бледный, розовый, лицо — бледно-розовый, бледнолицый, розоволицый.

Тёмный, коричневый, волосы; чёрный, белый, бровь; синий, зелёный, глаз; красный, синий, нос; бледный, красный, щёки.

Запишите прилагательные в форме простой и составной превосходной степени. Выделите суффикс, подчеркните чередующиеся согласные.

1. Красивый —

В левую колонку выпишите существительные, образованные суффиксальным способом, в правую — приставочно-суффиксальным. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Существительные с -тель подчеркните одной чертой, если они обозначают лицо, и двумя, если они обозначают предмет.

Бульд.зерист, дре(с, сс)ировщик, безрука.ка, наушник, укротитель, указатель, фокусник, накомарник, наконеч(?)ник, глушитель, нак.ленник, изобр.татель, по.снежник, и(с, сс)ледователь, бе(с, сс)онница, ошейник.

Заполните 2-3 примерами таблицу «Слитное, раздельное и дефисное написание слов». Какие виды орфограмм вы используете? Обозначьте в записанных словах соответствующие орфограммы.

Найдите ошибки в образовании форм глаголов и местоимений. Спишите, внося необходимые исправления. • Подчеркните главные члены в 1—3 предложениях.

Найдите имена числительные и сравните их по значению и структуре. Объясните написание в словах выделенных букв.

1) Наконец мог я выспатся вволю, проскакав в эти два дня более восьмидесяти вёрст. ( Л. Пушкин)
2) Триста человек собралось в кинотеатре, когда пять дней назад показывали новый фильм.
3) На собрание, которое состоится через три дня, приглашено восемьдесят пять человек.

Подробное решение