6 Класс
КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ 6 КЛАСС БИОЛОГИЯ ГДЗ - 28 1

КАКОВО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРОЕНИЕ ПЛОДОВ 6 КЛАСС БИОЛОГИЯ ГДЗ

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

№ 1. Перечислите главные части цветка.

Главными частями цветка являются пестик и тычинки.

Добавить текст Вернуть оригинал

№ 2. Какое строение имеет завязь цветка?

Завязь цветка – это нижняя, полая, более или менее утолщенная часть пестика в цветке. Она содержит семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

№ 3. Что такое соцветие?

Соцветие – это группа цветков, которые располагаются близко друг к другу в определенном порядке, на одном или нескольких побегах.

№ 1. Каково происхождение и строение плодов?

Плод развивается на том месте, где отцветает цветок, и является новым этапом его развития. Он состоит из околоплодника и семян. Околоплодник представляет собой разросшиеся и видоизмененные стенки завязи.

№ 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные, сухие и сочные?

На простые и сборные плоды делят по наличию у растения одного или больше пестиков. Например, если у цветка один пестик, то плод, который развивается из него, будет простым (вишня, пшеница). Если у цветка несколько пестиков, то формируется сложный или сборный плод (ежевика, малина).

На сухие и сочные плоды разделяют в зависимости от количества воды в околоплоднике. У сочных созревших плодов в составе околоплодника сочная мякоть (черника, смородина).

№ 3. Какие сочные плоды вам известны? У каких растений плоды сочные?

Из сочных плодов мне известны ягодовидные плоды. Такие плоды у клюквы, винограда, томатов, черники и клюквы. Также сочные плоды у тыквы, огурца, лимона и апельсина.

№ 4. Чем отличается ягода от костянки?

У ягоды плод сочный, мягкий, а внутри мякоти находятся мелкие семена. У костянки внутри только одно семя с одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой. Например, бузина, вишня, абрикос, слива, барбарис или кувшинка.

№ 5. Какие сухие плоды вы знаете?

Я знаю такие сухие плоды: орех (лещина) и орешек (рогоз), семянка (одуванчик), крылатка (клен).

№ 6. Чем отличается боб от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

Боб является сухим плодом, который покрывается двумя створками. Когда он созревает, его створки подсыхают и скручиваются, выбрасывая семена наружу. Семена у него находятся на этих створках. Такие плоды есть у гороха, фасоли и бобов.

В отличие от боба, у стручка семена расположены на перегородке плода. Такой плод характерен для брюквы, редиса, капусты, левкоя или репы.

№ 7. Какими способами распространяются плоды и семена в природе?

В природе семена и плоды растений распространяются несколькими способами:

1) при помощи ветра и воды (одуванчик, ива, осина);

2) саморазбрасывание (мак, виола, кислица);

3) при помощи животных и человека (лопух, череда, репейник).

№ 8. Какие приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?

Семена, которые переносятся ветром, например, у ивы, осины или тополя, покрыты белыми пушистыми волосками. У одуванчика есть «парашютики». У клена, ясеня и березы – крыловидные выросты.

№ 9. Какие приспособления имеют плоды или семена, распространяемые человеком и животными?

У плодов и семян растений, которые распространяются при помощи животных и человека, есть несколько типов приспособлений. Например, у репейника, череды или лопуха семена снабжены острыми крючками и зубчиками, при помощи которых они цепляются к шерсти животных или одежде людей. У фиалки душистой есть сочные мясистые придатки, которые являются лакомой пищей для муравьев. У бузины, рябины, черники или черемухи семена окружены сочным плодом, который поедают птицы. Оболочка у таких семян плотная и прочная, а потому они не перевариваются, а попадают вместе с пометом в почву.

№ 10. Какие растения разбрасывают свои семена?

Разбрасывание семян можно наблюдать у многих растений. Например, у гороха, фасоли, мака, кислицы, виолы или недотроги.

Какова роль плодов в жизни растений?

Плоды служат для формирования, защиты и распространения заключенных в них семян растения. В плодах содержатся питательные вещества, которые нужны семенам в период их роста и созревания. Сочные, ароматные и мясистые плоды привлекают животных и птиц, которые их поедают, и тем самым помогают в расселении растений.

Цель работы: познакомиться с разнообразием плодов и их классификацией.

Материалы и оборудование: различные плоды растений.

1. Рассматриваем имеющиеся у нас плоды: томат, слива, абрикос, пшеница, кукуруза, фундук, лещина, горох, фасоль, акация, табак, мак, фиалка.

2. К сочным плодам относятся: томат, слива, абрикос. К сухим: пшеница, кукуруза. Односемянные плоды: фундук, лещина. Многосемянные плоды: горох, фасоль, акация, мак, табак, фиалка.

3. Для распространения плодов у рассматриваемых растений есть створки, которые разрываются, скручиваются и с силой разбрасывают семена. Также для этого служит прочная оболочка, которая защищает семя, у сочных плодов.

4. Заполните таблицу «Типы плодов» в рабочей тетради.

Рассмотрев плоды растений, мы узнали, что их разнообразие очень велико. Есть сухие и сочные, многосемянные и односемянные плоды. Каждый тип плодов отличается уникальными особенностями и имеет свои приспособления, которые способствуют их распространению.

Задание для любознательных

№ 1. Выясните, какие плоды образуются у растений, произрастающих в вашей местности (рассмотрите не менее 10 представителей).

В моей местности растут такие растения, как: яблоня (яблоко), груша (груша), барбарис (ягоды), рябина (ягоды), вишня (костянка), клен («крылатки»), дуб (желудь), ясень («ясеневые ключи»), айва (ягода), орех (орешек).

№ 2. Объедините плоды этих растений в группы «Типы плодов» в соответствии с классификацией.

По типу плодов растения можно классифицировать:

1) костянковые: вишня;

2) ореховидные: дуб, орех;

3) ягодовидные: рябина, барбарис, айва, яблоня, груша;

4) коробочковидные: клен, ясень.

№ 3. Выясните, какие культурные растения в вашей местности выращиваются с целью получения плодов.

В моей местности с целью получения плодов выращиваются такие культурные растения, как: лен, пшеница, яблони, сливы, абрикосы, томаты, мак, горох, кукуруза, овес, рожь и многие другие.

№ 4. Попробуйте выяснить, как используют плоды культурных и дикорастущих растений, произрастающих в вашей местности?

Плоды культурных растений моего края используются для получения продуктов питания. Например, плоды яблони, сливы и груши употребляются в пищу свежими. Из них также готовят варенье, джемы, компоты и различные десерты.

Из дикорастущих растений в моем крае произрастают сосны, клены, тополи, ели, сирень. Они являются украшением улиц и парков. Семена таких растений служат пищей для птиц.

№ 5. Выясните, как распространяются плоды и семена этих растений.

Плоды и семена этих растений распространяются с помощью ветра и воды. Например, клен, береза. Такие растения, как яблоки, сливы, кукуруза, томаты и многие другие распространяются при помощи человека и животных. Мак и горох распространяются саморазбрасыванием.

№ 6. На основе изученного материала подготовьте сообщение с презентацией.

См. задания № 1 – 5.

Проекты и исследования

№ 1. Семя – зачаточный организм будущего растения.

Семя – это структура, которая содержит всю необходимую информацию и ресурсы для того, чтобы развиваться в новое растение. Внутри семени располагается зародыш, который представляет собой эмбрион будущего растения. Кроме зародыша, важными элементами семени являются: энергетические запасы (белки, жиры и углеводы), защитная оболочка, дыхательные отверстия.

Когда семя попадает в благоприятные для него условия (тепло + вода + кислород), то начинает прорастать. В этот момент активируются процессы, которые приводят к развитию корней, стебля, и растение начинает расти.

№ 2. Корень – его строение и значение в жизни растений.

Корень – это одна из основных частей растения, которая выполняет целый ряд значимых для его жизни функций. Состоит корень из четырех зон: зона деления, зона растяжения, зона всасывания и зона проведения. В нем можно выделить главный корень, придаточные и боковые корни. Главный корень развивается из зародышевого корешка семени и играет роль центральной оси подземной части растения. Придаточные корни растут от побега, а боковые образуются на главном и придаточных корнях.

Значение корня в жизни растений:

1) фиксация и укрепление в почве;

2) поглощение воды и минеральных веществ из почвы;

3) водное и энергетическое хранение;

4) распространение и размножение;

5) обмен газами.

№ 3. Видоизменение корней.

Корни у растений способны видоизменяться и приспосабливаться к разным условиям окружающей среды. Эти изменения включают в себя различные адаптации, которые позволяют растениям выживать и функционировать. К видоизменениям корней относятся:

1) корневые клубни;

3) дыхательные корни;

4) воздушные корни;

№ 4. Строение побега.

Побег является частью растения и выполняет целый ряд важный функций, включая фотосинтез, поддержание и распространение растения, а также обеспечение его роста и развитие. В зависимости от вида растения, строение побега может отличаться, однако в общих чертах оно включает такие элементы: стебель, листья, почки и генеративные органы.

№ 5. Видоизменение побегов.

Видоизменением побегов называют приспособления, помогающие растениям выживать и приспосабливаться к неблагоприятным условиям окружающей среды. В природе существуют подземные и надземные видоизменения побегов. К поземным относятся:

1) корневище (ирис, спаржа, ландыш);

2) клубень (картофель, топинамбур, хохлатка);

3) луковица (подснежник, чеснок, тюльпан).

Надземные видоизменные побеги это усики, колючки и т.д.

№ 6. Строение и многообразие цветков.

Цветок – это приспособленный к размножению генеративный орган у покрытосеменных растений, который представляет собой видоизмененный и укороченный стебель с ограниченной способностью к росту. Любой цветок состоит из двух основных частей: видоизмененный стебель (цветоножка) и видоизмененные листья (чашечка, венчик, пестики и тычинки).

Снаружи цветок окружает околоцветник, который выполняет защитную функцию и привлекает опылителей. Если околоцветник образуют лепестки и чашелистики, то это двойной околоцветник. Если более или менее одинаковые листочки околоцветника, то он простой. В двойном околоцветнике может быть срастание лепестков и чашелистиков, в результате чего образуется сростнолепестный венчик и сростнолепестная чашечка. Простой околоцветник может быть раздельнолистным или сростнолистным. Также есть растения, в цветках которых околоцветник отсутствует. Такие цветки называются голыми. Если венчик цветка состоит из несросшихся лепестков, то он свободнолепестной.

№ 7. Многообразие соцветий и их значение в жизни растений.

Соцветия – это группы цветков, которые расположены близко друг к другу в определенном порядке, на одном или нескольких побегах. Они бывают простыми и сложными.

Например, соцветие кисть у капусты, черемухи и ландыша. Простой колос у подорожника, сложный колос – у пшеницы, ячменя, ржи. Простой зонтик у вишни и примулы, сложный зонтик – у моркови и петрушки. Корзинка – соцветие у астры, подсолнечника, одуванчика. Также встречаются растения, у которых есть и другие соцветия (завиток, головка, щиток).

Значение соцветий для жизни растений заключается в том, что мелкие и часто невзрачные цветочки собраны вместе. Так они становятся заметными, дают больше пыльцы, лучше привлекают опылителей. Это способствует увеличению численности вида и его распространению.

№ 8. Строение плодов и их разнообразие.

Плод состоит из околоплодника и семян. Околоплодник представляет собой разросшиеся и видоизменившиеся стенки завязи. В его образовании чаще всего задействованы и другие части цветка: основания лепестков, тычинок, чашелистиков и цветоложе.

Различают несколько видов плодов. Например, простые плоды (вишня, горох, пшеница) – это плоды, созревшие на месте цветка с одним пестиком. Сложные (малина, ежевика) – это плоды, созревшие на месте цветка с несколькими пестиками.

По количеству семян различают односемянные и многосемянные плоды, а по количеству воды в околоплоднике – сочные и сухие. Плоды с сочным околоплодником называются ягодовидными (яблоко, барбарис, огурец). Костянковые плоды – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем околоплодника – косточкой. Например, у сливы, абрикоса.

Ореховидные плоды – это односемянные нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (орех, дуб). Коробкообразные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником (фасоль, горох, акация).

№ 9. Распространение семян в природе.

Распространение семян является необходимым условием для существования всех растений. За время существования у них возникло множество приспособлений, которые способствуют распространению их плодов и семян при помощи ветра, воды, животных и человека. Также есть растения, которые распространяют свои семена саморазбрасыванием.

При помощи ветра и воды распространятся плоды и семена таких растений, как осина, ива, тополь. Их семена покрыты белыми пушистыми волосками. У клена, березы и ясеня на плодах есть крыловидные выросты, благодаря чему они легко разносятся ветром.

Саморазбрасыванием распространяются семена фасоли, гороха, мака, кислицы, виолы и других растений.

При помощи животных и человека распространяются плоды таких растений, как репейник, череда, черемуха и прочие. Сочные мясистые ягоды являются пищей для животных, а их семена защищены прочной оболочкой и не перевариваются в желудке.

№ 1. Каково внешнее строение листа?

Лист является боковой частью побега, имеет зеленую окраску и состоит из основания и листовой пластинки. У большинства листьев есть черешок – суженная стеблевидная часть, которая находится между пластинкой и основанием.

№ 2. Какие листья называют сложными, а какие – простыми?

Листья, которые состоят из одной листовой пластинки, называют простыми. Например, у черемухи, клена, березы и дуба.

Листья, у которых несколько листовых пластинок, соединенных с общим черешком небольшими черешками, называют сложными. Например, у рябины, ясеня, малины и других растений.

№ 3. Какие листья называют черешковыми, а какие – сидячими? Приведите примеры.

Черешковыми называют листья, у которых между пластинкой и основанием есть суженная стеблевидная часть – черешок. Например, у березы, клена, яблони и вишни.

Сидячими называют листья, у которых нет черешков. Например, у пшеницы, льна, алоэ и цикория.

№ 4. Какую функцию выполняют жилки листа?

Жилками называют проводящие пучки, которыми пронизаны листовые пластинки в разных направлениях. Они не только придают листу прочность, определяют его форму и структуру, создавая уникальный рисунок, но и проводят, распределяют растворы питательных веществ. Жилки держат лист в нужном направлении, предотвращая его сворачивание или падение.

№ 5. Какой тип жилкования характерен для листьев однодольных растений, а какой – для листьев двудольных растений?

Для листьев однодольных растений характерно параллельное жилкование. Например, у ячменя, пшеницы, лука и прочих. Также для однодольных растений характерно и дуговое жилкование на листьях (ландыш, аспидистра).

На листьях двудольных растений (яблоня, малина, слива, редис, капуста, цикорий) можно увидеть сплошную сеть из жилок. Это сетчатое жилкование.

№ 6. Что такое межклетники?

Межклетники – это пространства, которые возникают в тканях растения в результате роста, разрушения, разъединения или отмирания соседних клеток.

№ 7. Какое значение имеет кожица листа? Клетками какой ткани она образована?

Сверху и снизу лист у растения покрыт тонкой и прозрачной кожицей, которая выполняет роль своеобразного барьера. Кожица образована клетками покровной ткани, которые очень тесно связаны друг с другом. Она предохраняет лист от высыхания и механических повреждений. За счет того, что кожица образует мелкие поры, которые называются устьицами, она также обеспечивает испарение воды и газообмен между листом и окружающей его средой.

№ 8. Что такое устьица и где они расположены?

Устьица – это микроскопические отверстия на поверхности листьев и стебле растений, которые состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели между ними. Через эту щель происходит газообмен и транспирация.

У большинства растений устьица располагаются в основном на кожице нижней стороны листовой пластины. Однако у водных растений, которые плавают на поверхности воды, устьица находятся только на верхней стороне листа. У подводных листьев устьица отсутствуют.

№ 9. Какое строение имеют клетки мякоти листа? К какому типу тканей они относятся?

Мякоть листа находится под кожицей и состоит из клеток основной ткани (столбчатая и губчатая). Два-три ее слоя, которые прилегают к верхней кожице, образованы плотно прилегающими удлиненными клетками. Они чем-то напоминают одинаковой величины столбики, из-за чего верхнюю часть основной ткани листа часто называют столбчатой. Также в цитоплазме этих клеток содержится очень много хлоропластов, в которых происходит фотосинтез.

№ 10. Каково значение видоизмененных листьев в жизни растений? Приведите примеры таких листьев.

Благодаря видоизмененным листьям растения могут приспосабливаться к условиям окружающей среды, расти и развиваться. Например, шипы и колючки кактуса и барбариса являются видоизмененными листьями, которые испаряют меньше влаги и служат защитой от травоядных животных, позволяют растениям выживать в засушливых местах. У гороха листья видоизменены в усики, при помощи которых растение может цепляться за опору, обеспечивая поддержку своего стебля в вертикальном положении.

Можно ли по внешнему виду различить растения влажных мест и засушливых районов?

Я думаю, что по внешнему виду растения можно различить, где оно обитает. Например, у растений влажных мест будут большие мясистые листья и большое количество устьиц на листовых пластинах, яркие и сочные плоды, хорошо развитая корневая система.

У растений засушливых районов листья видоизменены в колючки, либо небольшого размера. У них менее яркие цветы и плоды, так как опыление и распространение семян в засушливых условиях не столь эффективно. Также у таких растений глубокий корень, который помогает им находить воду в более глубоких слоях почвы.

Можно ли по внешнему виду и строению листьев предположить место обитания растения? Свое предположение аргументируйте, приведя примеры.

Я думаю, да. Например, у растений, которые обитают в тропических лесах, будут широкие листья с тонкой кожицей и большим количеством жилок на поверхности.

У растений, живущих в засушливых местах, листья с толстой кожицей, которая уменьшает испарение воды. Также у них не редко бывают шипы, либо видоизмененные в колючки листья, что позволяет не только защититься от растительноядных животных, но и уменьшить поверхность испарения воды.

У растений, обитающих в холодных условиях, листья маленькие по размеру, но имеют более толстую кожицу.

Строение и многообразие покрытосеменных растений

§ 28. Цветок

1. Какое строение имеет цветочная (генеративная) почка? 2. Что называют побегом?

Цветок — видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветком обычно оканчивается главный или боковой побег. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями.

Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим, например, цветок яблони.

Строение цветка яблони



Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. У других растений (душистый табак, яснотка, паслен черный, примула) лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики свободнолепестные и сростнолепестные.

Чашечка цветка яблони состоит из пяти сросшихся у основания зеленых листочков, у некоторых растений, например у гвоздики, чашелистики нижними частями срастаются в трубку. У других, например у герани, чашелистики не срастаются.

Тоненький стебелек, на котором у большинства растений сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть, которая может принимать различную форму, — цветоложем.

Околоцветник двойной и простой



У некоторых растений, главным образом у однодольных (лилия, амариллис, тюльпан), все листочки околоцветника более или менее одинаковы. Такой околоцветник называют простым. У одних растений листочки простого околоцветника крупные и яркие, например у тюльпана или орхидеи, а у других, например у ситника, невзрачные.

Цветки ивы, ясеня не имеют околоцветника. Их называют голыми.

Биология — наука о живой природе

Биоло́гия (греч. βιολογία — βίο, био, жизнь; др. греч. λόγος — учение, наука) — наука о жизни (живой природе), одна из естественных наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология — наука о жизни и о живых организмах, обитающих на Земле. Живые организмы на нашей планете очень разнообразны. Например, это — человек, животные, растения, грибы и многие другие.

В настоящее время все организмы объединяются в 5 царств: животные, растения, грибы, простейшие и бактерии.

Повсюду мы встречаем растения или предметы, сделанные из них. В соответствии с различными видами климатических условий и на разных видах почв произрастают определенные растения, приспособившиеся к жизни в данных условиях. Существует также множество видов растений, приспособившихся к жизни в морях и океанах, озерах, прудах и реках. Арктика и Антарктика также имеют свой растительный покров. Представителей растительного мира можно найти там в теплое время года. w:Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, цветниках, оранжереях.

w:Подъельник обыкновенный (Monotropa hypópitys)

Чаще всего, растения обладают зеленой окраской, но бывают растения и без нее, например подъельник. w:Зеленые растения имеют большое значение в природе. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, который необходим для дыхания почти всех живых существ, а также поглощают из воздуха углекислый газ. Травоядным животным растения служат пищей. Этими животными в свою очередь питаются хищники.

Человеком одомашнено свыше 200 видов растений. Их широкий таксономический спектр отражает разнообразие мест, где они были одомашнены. Основные продовольственные растения, используемые в культуре в настоящее время были одомашнены в странах юго-западной Азии. В настоящее время это территории Ирака, Ирана, Иордании, Израиля и Палестины. Вероятно, древним земледельцам было известны преимущества вегетативного размножения (клонирования) и близкородственного скрещивания. Примеры растений, репродуцируемых клонированием: картофель, фруктовые деревья. Почти все питательные вещества получаемые людьми с пищей в этих странах поступали от высоко углеводных злаков с довольно высоким содержанием белка (пшеница, ячмень). Эти злаки древние земледельцы дополнили бобовыми растениями — горох, чечевица, вика. Единственный культурный злак — рожь возник гораздо позже, чем пшеница и другие культурные растения. Самоопылитель лён имеет семена богатые жиром, что дополнило пищевую триаду ранних земледельцев (жиры, белки, углеводы). Ранние земледельцы составили набор одомашненных растений, которые удовлетворяют основным потребностям человека в пище и сегодня. В дальнейшем имело место постепенное распространение культурных растений из очага их возникновения в новые районы. В итоге, одни и те же растения стали пищевыми для населения всего мира. Часть культурных растений прошли одомашнивание в странах Юго-Восточной Азии. Сюда относятся такие самоопылители как хлопок, рис, сорго, арахис.

Из огромного разнообразия царства растений особое значение в повседневной жизни имеют семенные и главным образом цветковые растения (покрытосеменные). Именно к ним относятся почти все растения, введённые человеком в культуру. Первое место в жизни человека принадлежит пшеница, рис, кукуруза, просо, сорго, ячмень, рожь, овёс) и различным крупяным культурам. Важное место в пищевом рационе человека занимает в странах с умеренным климатом картофель, а в более южных областях — батат, ямс, Кислица клубненосная или ока, тáро и др. Широко употребляются богатые растительными белками зернобобовые (фасоль, горох, нут, чечевица и др.), сахароносные (сахарная свёкла и сахарный тростник), многочисленные масличные (подсолнечник, арахис, маслина и др.), плодовые, ягодные, овощные и иные культурные растения.

Современное общество трудно представить без тонизирующих растений — чая, кофе, какао, равно как без винограда — основы виноделия, или без табака.

w:Животноводство базируется на использовании дикорастущих и культивируемых кормовых растений.

w:Хлопчатник, лён, конопля, рами, джут, кенаф, сизаль и многие другие волокнистые растения обеспечивают человека одеждой и техническими тканями.

Ежегодно потребляется огромное количество леса — в качестве строительного материала, источника получения целлюлозы и др.

Очень важное значение для человека имеет один из главных источников энергии — каменный уголь, а также торф, о которых можно сказать, что они представляют собой аккумулированную в растительных остатках прошлого энергию Солнца.

До сих пор не утратил своего экономического значения добываемый из растений естественный каучук. Ценные смолы, камеди, эфирные масла, красители и другие продукты, получаемые в результате переработки растений, занимают видное место в хозяйственной деятельности человека. Большое число растений служат основными поставщиками витаминов, а другие (наперстянка, раувольфия, алоэ, белладонна, пилокарпус, валериана и сотни других) — источником необходимых лекарств, веществ и препаратов.

Растения украшают нашу жизнь. В доме становится уютнее, если в нем растут комнатные растения, а за окном виднеются деревья, кустарники и травы.

Приглядевшись внимательнее к окружающему зеленому миру, мы обнаружим много интересного из жизни растений.

Не всегда правильно организованная, не подстроенная под окружающий мир деятельность человека так сильно влияет на природу, что многие виды живых организмов совсем исчезли с лица Земли. Многим из выживших угрожает вымирание. Существуют специальные Красные книги, в которые внесены сведения о вымирающих животных и растениях. Сохранить вымирающих и поддержать существование других — наша общая обязанность. Для этого нам надо знать, как эти организмы живут и в каких условиях размножаются. Эти сведения о растениях дает раздел биологии — ботаника.

Бота́ника (др.-греч. βοτανικός — «относящийся к растениям», от βοτάνη — «трава, растение») — наука о растениях. Эта наука изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом.

В нашей стране принят «Закон об охране природы». Все мы, в какой бы стране мы не были, должны охранять растения и животных.

Давайте рассмотрим растения, цветущие осенью. Например, фиалку трехцветную. Это растение часто встречается на полях и лугах. Фиалка трехцветная, как и многие другие растения, имеет корни и побеги. Побег это стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах развиваются цветки. На их месте созревают плоды с семенами. Растения, цветущие хотя бы раз в жизни, называются цветковыми.

Цветковые растения могут быть внешне очень разнообразны. Различаются они строением своих органов. Например, многочисленные корни лука и чеснока похожи на тонкие нити, а у мака и одуванчика они имеют вид длинных стержней с ответвлениями.

Кактус. Корифанта слоновый бивень(Coryphantha elephantidens).

Стебли у растений тоже бывают разными. Например, стебли пшеницы и кукурузы растут прямо вверх. Такие стебли называются прямостоячими. А стебли тыквы стелются по земле и цепляются с помощью усиков. Бывают такие короткие стебли, что их почти и не видно. Такой стебель у подорожника. Стволы деревьев — тоже стебли. Они высокие и прочные. Стебли похожие на толстые зеленые цилиндры или шары имеют кактусы. Интересно, что у кактусов не обычные листья, как у березы например, а колючки. Такие литься-колючки испаряют очень малое количество воды. А в таких стеблях как у кактусов растения хранят запасы воды.

Разными по строению бывают и цветки. w:Цветок — это видоизмененный побег. На месте цветка созревает плод с семенами или с одним семенем. С этим процессе вы ознакомитесь позже.

Основные части распустившегося цветка.

Рассмотрим строение цветка. Цветок развивается на цветоножке, расширяющейся в цветоложе; на нем формируются все остальные части цветка.

Цветок состоит из ярко окрашенного венчика, состоящего из лепестков, чашечки из зеленых листочков — чашелистиков находящихся ниже венчика. Венчик и чашечка — это околоцветник. Он защищает внутренние части цветка от повреждений. А также, околоцветник может привлекать насекомых-опылителей. Пчелку, например.

Цветок имеет две главные части — пестик и тычинки. Пе́стик (лат. pistillum) — часть цветка, образованная одним либо несколькими сросшимися плодолистиками. В цветке может быть как один, так и несколько пестиков. Расположены пестики обычно в центре цветка. w:Тычинка состоит из тычиночной нити (стерильной части) и пыльника, в котором образуются пыльцевые зёрна. Пестик имеет широкую нижнюю часть — завязь, столбик и рыльце. Из завязи развивается плод. У отдельных растений в образовании плода принимают участие также и другие части цветка, например, цветоложе. Обычно у растений цветки располагаются не поодиночке, а собраны в группы — соцветия. Например, у астр, георгинов, гладиолусов, и у большинства других растений.

Плоды и семена

Летом и осенью на растениях созревают плоды, разные по форме и окраске. Они образуются из завязей. w:Околоплодник — это часть плода семенных растений. Оболочка, окружающая семена и формирующая внешний вид и форму плода, обычно составляет основную часть плода и служит для защиты семян от внешних воздействий. Околоплодник формируется из завязи, иногда при участии других органов цветка (например, гинецея, цветоложа или чашечки). Околоплодник — важная морфологическая характеристика растений. Плоды разделяются на односемянные и многосемянные по количеству семян.

Существуют сочные и сухие плоды. Околоплодник созревших сочных плодов имеет сочную мякоть.

w:Ягода — это плод с сочной мякотью, снаружи покрытый тонкой кожицей. Внутри ягоды есть мелкие семена. w:Смородина, клюква, черника, томат(помидор), винограда — ягоды.

Костя́нка(лат. drúpa) — сочный плод растений с резким различием слоёв околоплодника: тонким кожистым внеплодником, мясистым межплодником и одревесневшим внутриплодником, заключающим семя и образующим твёрдую (каменистую или кожистую) косточку. w:Вишня, слива, абрикос, черемуха имеют плоды костянки. Бывают и другие виды сочных плодов.

Созревшие сухие плоды сочной мякоти не имеют.

w:Семянка — сухой плод. Околоплодник семянки прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. Например, такие плоды образуются у подсолнечника.

w:Зерновка — тоже сухой плод. Особенностью зерновки является то, что семенная кожура единственного семени срастается с кожистым плёнчатым околоплодником. Например, как у пшеницы и кукурузы.

Бобы́ — термин, как правило обозначающий плоды либо семена любой зернобобовой культуры, а также растений семейства w:Бобовые (Fabaceae) в целом. После созревания боба. Створки его подсыхают, и скручиваясь, выбрасывают семена. Такой плод созревает у фасоли, гороха, бобов, акации.

w:Стручок имеет две створки, но семена в нём располагаются не на створках, как у боба, а на перегородке плода. Для сурепки, капусты, редиса, репы, брюквы, редьки, левкоя.

Коро́бочка — в ботанике тип простого, сухого плода, производимого многими видами цветковых растений. Она представляет собой лопающийся или растрескивающийся плод, состоящий из двух и более плодолистиков, которые при созревании разделяются (раскрываются), чтобы освободить скопившиеся в них семена. Коробочки развиваются у льна, хлопчатника, мака, фиалки, табака, тюльпана.

Семена различаются по форме, цвету и размерам. например, орхидеи имеют крошечные пылевидные семена. Их размеры колеблются в пределах 0,35—3,30 мм в длину и 0,08—0,30 мм в ширину. Семена у них округлые и мелкие, как пыль. Очень мелкие семена у таких растений, как мак, петуния, астра, и многих других.

У фасоли, дуба, лещины семена сравнительно крупные. А вот семена сейшельской пальмы, достигают в длину почти почти 50 см и имеют массу 17,6 кг.

Семя состоит из кожуры (оболочки), зародыша и содержит запас питательных веществ. В зародыше имеются зародышевые корешок, стебелек, почечка с листочками. Бывают растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, они называются однодольными. Пшеница, кукуруза, лук и многие другие растения относятся к однодольным. А растения имеющие все семядоли, называются двудольными. Фасоль, горох, яблоня — имеют двудольные семена. Для того, чтобы начать развиваться, семени нужен запас питательных веществ. Он может находится в семядолях или в особой запасающей ткани — эндосперме. Новое растение зарождается из зародыша семени. Семя — это зачаток будущего растения.

Распространение плодов и семян

Разные растения, по-разному распространяют свои семена. Плоды и семена одних растений имеют приспособления для распространения ветром, других — животными, человеком, водой. А семена некоторых растений, например, желтой акации и бешеного огурца, разбрасывают созревшие плоды.

Семена берёзы распространяются ветром.

Семена тополя распространяются ветром на большие расстояния. Они покрыты белыми пушистыми волосками. Ветром разносятся и плоды одуванчика, имеющие парашютики.

Плод клена, имеющий название крылатка, состоит из двух одинаковых частей и при падении вращается, унося семя на значительное расстояние.

Есть растения, у которых развивается ветвистый, но тонкий стебель с растопыренными ветвями; под осень отмерший и высохший стебель отрывается от корня или прямо с корнем выдёргивается ветром из земли, а затем переносится им по полям и степям. По пути такой стебель захватывает соломинки, веточки других, особенно цепких растений, и под конец скатывается в довольно большой ком. Такие растения получили название «перекати-поле».

Семена могут распространяться и по воде. При этом, по воде могут распространяться семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Например, ольха часто растет по берегам рек; ее плоды, попадая в воду, не тонут. Течение уносит их далеко от растения на котором они выросли. А плоды кокосовой пальмы переносятся морскими течениями с одного острова на другой.

Семена или плоды многих растений иногда невольно распространяют животные и люди. Плоды череды — семянки с шипами, покрытые загнутыми зубчиками. Они плотно прицепляются к шерсти или одежде.

Семена растений с сочными плодами (рябины, бузины, брусники, черники, черемухи, ландыша) распространяют животные, в основном птицы. Они едят эти плоды и, перемещаясь с места на место, вместе с пометом выбрасывают неповрежденные семена съеденных плодов. Так плоды попадают в какое-нибудь в другое место.

Бывает, что плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. А при разгрузке семена попадают на землю и прорастают. Выросшие из них растения часто находят на новых территориях благоприятные условия для жизни. Например, из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник — обычное растение тропинок и дорог. Индейцы — коренные жители Америки — называют подорожник «следом белого человека».

Бывает и так, что семена разбрасывают свои семена. Это можно наблюдать у многих растений. Летом в жаркий, солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание — это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Также разбрасывают семена плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений следует собирать до полного их высыхания, иначе они выбросят семена, и урожай их погибнет.

В Крыму, и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение бешеный огурец. При созревании семян бешеного огурца окружающая их ткань превращается в слизистую массу. При этом, в плоде образуется большое давление, в результате чего плод отделяется от плодоножки, а семена вместе со слизью с силой выбрасываются наружу через образовавшееся отверстие. Интересно, что «выстреливать» свои семена бешеный огурец может на расстояние более шести метров.

Растения отличаются друг от друга окраской и формой стеблей, листьев, цветков и плодов, продолжительностью жизни, и другими особенностями.

Деревья — обычно крупные растения с многолетними деревянистыми стеблями носящими название ствол. Ветви деревьев образуют их кроны.

Среди деревьев есть настоящие великаны, например, эвкалипты, достигающие в высоту более 100 м. Наибольшей высоты достигают деревья вида секвойя, в национальном парке Редвуд их высота достигает 115,55 м. Есть еще самое толстое дерево в мире — баобаб, 15.9 м в диаметре. Утверждают, что самое старое дерево в мире — ель, растущая в горах на западе Швеции, вероятно, с ледникового периода. Её возраст составляет около 9550 лет.

Куста́рник — многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много, часто существующих бок о бок и сменяющих друг друга; продолжительность жизни 10—20 лет. В России широко распространены такие кустарники: орешник-лещина, сирень, жимолость, бузина, крушина, бересклет.

Травы, или травянистые растения, — имеют листья и стебли. Они не имеют постоянного древесного ствола над землёй. Травянистые растения бывают однолетними, двулетними или многолетними. Травянистые растения обычно ниже деревьев и кустарников. Но самый высокий вид банана, например, может достигать в высоту 12 м. Наиболее высокими травами являются некоторые бамбуки. Их стебель — соломина — может достигать высоты 35 метров. Бывают и крошечные травянистые растения. Например, ряска. Она живет на поверхности водоемов; размер каждого растения — несколько миллиметров.

Существуют дикорастущие травянистые растения например, фиалки, колокольчики, ромашки, васильки, крапива, лопух, одуванчик, и культурные — пшеница, рожь, подсолнечник, сахарная свекла, лен, хлопчатник.

Деревья и кустарники — многолетние растения. Например, некоторые дубы живут больше тысячи лет. Среди трав встречаются как многолетние, так и однолетние, и двулетние. Например, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива. Надземные части большинства таких травянистых растений отмирают осенью. Весной они развиваются заново, так как в почве под снегом у этих растений сохраняются корни и другие подземные органы с почками. Многолетние растения принято обозначать специальным значком: .

w:Однолетние растения, например фиалки, лебеда, левкой, редис, просо, гречиха, овес, рожь, пшеница, весной развивается из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают. Такие растения обозначают значком

w:Двулетние растения живут почти два года. У свеклы, редьки, капусты в первый год развиваются обычно только корни, стебли и листья. На второй год эти растения развивают новые побеги, цветут и образуют плоды с семенами, а к осени отмирают. Двулетники обозначают значком .

Из дикорастущих растений к двулетним относится лопух большой. Он широко распространен по пустырям, вдоль дорог и полей.

Осенние явления в жизни растений

Осень — пора уборки урожая. У большинства растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена. Листья многих деревьев и кустарников меняют цвет на желтый, бурый или черный, а потом опадают — получается листопад. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя. У разных растений продолжительность листопада неодинакова. Например, у березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Есть такие травянистые растения, которые продолжают цвести до глубокой осени. Например, полевые анютины глазки, сорняки пастушья сумка и дикая редька, мятлик однолетний, и некоторые другие растения.

Сезонные периодические явления в жизни животных и растений изучает фенология.
Постоянные фенологические наблюдения за растениями и животными родного края, помогают установить особенности развития живой природы и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Эти наблюдения может проводить каждый. Их надо вести регулярно и записывать в специальную тетрадь. Ботаники выясняют и оценивают природные запасы разных растений, и редких охраняемых растений в том числе. Особое внимание обращается на те из них, которые обитают только на небольших территориях. В «службе слежения» активную помощь ботаникам могут оказать учащиеся.

Растения — статья из Большой советской энциклопедии

Вопросы в начале параграфа

№ 1. Что такое цветок?

Цветок – это система органов семенного размножения цветковых (покрытосеменных) растений.

№ 2. Перечислите главные части цветка.

Главными частями цветка являются тычинки и пестик.

№ 3. Какое строение имеет завязь цветка?

Завязь – это замкнутая полая часть пестика цветка, внутри которой находятся семязачатки.

№ 4. Что такое соцветие?

Соцветие – это система видоизмененных побегов, которые расположены близко друг к другу и несут в себе будущие цветки.

Лабораторная работа. Классификация плодов

Образование плода – это особенный этап развития растения, который наступает после периода цветения. Строение плода включает семена и околоплодник. Семена образуются из семязачатков. Околоплодник представляет собой видоизменившиеся стенки завязи.

№ 2. По каким признакам плоды разделяют на простые и сборные; сухие и сочные?

Плод, развивающийся из цветка, в котором был один пестик, является простым. Например, вишня или пшеница. Плод, который формируется из цветка с несколькими пестиками, является сложным или сборным. Например, малина.

Сочность и сухость плодов определяется количеством воды в околоплоднике. У сухих плодов сочная мякоть отсутствует, а у созревших сочных она есть.

Мне известны такие сочные плоды:

№ 4. Чем ягода отличается от костянки? Какие сухие плоды вы знаете?

У ягоды внутренний слой околоплодника мясистый, а у костянки он представляет собой косточку – одревесневшую мякоть, внутри которой расположено семя.

Из сухих плодов мне известны: боб, семянка, орех, стручок.

№ 6. Чем боб отличается от стручка? У каких растений развиваются такие плоды?

Семена у боба располагаются на перегородке плода, а у стручка на створках.

Плоды в виде бобов развиваются у гороха, фасоли или акации. Плоды в виде стручка развиваются у редьки, капусты, редиса.

№ 7. К какому виду плодов можно отнести орехи, жёлуди? Почему?

Это сухие односеменные нераскрывшиеся плоды, так как в них после созревания нет сочной мякоти.

Орехи и жёлуди можно отнести к односемянным, нераскрывающимся, сухим плодам (после созревания сочной мякоти не имеют).

С помощью плода растение может размножаться, защищать свои семена.

№ 1. Пользуясь памяткой последовательности действий, проведите сравнение 3–4 плодов.

№ 2. Выясните, на каких растениях, растущих в вашем районе, ещё висят плоды. Определите, к какому типу эти плоды относятся.

В моем регионе еще можно увидеть плоды на рябине (относится к ягоде), боярышнике (яблоко), орехе (орешек).