6 Класс
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС ГДЗ - tabl

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ 6 КЛАСС ГДЗ

ВК
OK
Telegram
WhatsApp
Почта
Содержание

Русский язык – это одна из основополагающих дисциплин в школе. Этот предмет сдается на всех экзаменах и, естественно, пригодится в жизни – грамотность опять входит в моду. Но с каждым годом школьная программа усложняется, заданные на дом упражнения становятся объемнее, а требования педагогов – жестче. Это не может не вызвать проблемы даже у тех ребят, которые очень любят родную речь. Но не стоит опускать руки. Лучше обратиться за помощью к проверенным источникам. Мы советуем «ГДЗ по русскому языку 6 класс Диагностические работы Соловьева (Просвещение)».

Как работать с задачником и ГДЗ

Многие рассматривают книги с готовыми домашними заданиями исключительно в качестве шпаргалки для списывания и делают это напрасно. Если сразу заглядывать в правильные ответы, никакого толка не будет. Лучше действовать по такому варианту:

Если занятия по «ГДЗ к диагностическим работам по русскому языку за 6 класс Соловьева Н. Н. ( Просвещение)» будут носить систематический и регулярный характер, то положительные отметки не заставят себя долго ждать.

Как устроен решебник диагностических работ по русскому для 6 класса от Соловьевой

Многие родители в первую очередь обращают внимание на полное отражение школьного курса в изданиях с ГДЗ. В справочник, выпущенный издательством «Просвещение», входят такие параграфы, как:

Исходя из этого можно смело сказать, что этот замечательный решебник соответствует нормам федерального государственного стандарта.

Дополнительное ГДЗ

В русском языке существует три рода существительных: женский, мужской и средний. В большинстве случаев род существительного можно определить по окончанию.

Существительные оканчиваются:

ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Множественное число существительных в русском языке образуется следующим образом:

Слово ЯБЛОКО – исключение, у него форма множественного числа – ЯБЛОКИ!

Слова ДЕНЬГИ, ОЧКИ имеют только форму множественного числа.

Личные местоимения

Местоимения ОН, ОНА могут
называть и одушевленные, и неодушевленные
предметы. Местоимение ОНО называет всегда
неодушевленные предметы.

Местоимение ВЫ может
использоваться не только во множественном
числе. Это же местоимение используют
в качестве вежливой формы обращения к
незнакомому человеку или к человеку старшего
возраста.

ПРОФЕССИИ. Образование существительных женского рода

От существительных мужского
рода, обозначающих профессию, при помощи
суффикса «-К-» можно образовать существительные
женского рода, обозначающие лиц женского
пола. Конечно, слово также приобретает
окончание женского рода.

Он
студент. – Она студентка.

Он
журналист. – Она журналистка.

Но есть в русском языке
группа слов, обозначающих профессию,
форма которых не меняется в зависимости
от пола человека. Например:

Он
менеджер. – Она менеджер.

Он инженер.
– Она инженер.

Он доктор.
– Она доктор.

Он музыкант.
– Она музыкант.

Выражение отрицания в русском языке.

При отрицательном ответе на вопрос без специального вопросительного слова в русском языке нужно использовать ДВА слова: «НЕТ» и «НЕ». Сначала нужно сказать «НЕТ», а потом повторить частицу «НЕ» непосредственно перед отрицанием.

Например: ЭТО КЛЮЧ? НЕТ, ЭТО НЕ КЛЮЧ.

Внимание!

В вопросе и ответе важную роль играет интонация. В вопросе вы делаете акцент на самом важном для вас слове – на этом слове повышается и интонация.

При ответе негативная частица «не» и следующее слово произносятся вместе как одно фонетическое слово. На «не» обычно ударения не бывает.

В зависимости от смысла вопроса, «не» может стоять перед:

Это стол? — Нет, не стол.

Дом там? — Нет, не там.

Ты знаешь? — Нет, не знаю.

Дом большой? – Нет, не большой.

ОБОЗНАЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В русском языке есть специальные слова для обозначения национальности. Для обозначения
национальностей лиц мужского и женского пола существуют разные существительные, соответственно,
мужского и женского рода. Для обозначения нескольких людей одной национальности существует
особая форма множественного числа.

Посмотрите на таблицу: существительные мужского рода, как правило, образуются с помощью суффиксов
-ец (канадец), -ан+-ец (американец),
реже с помощью суффикса  анин (англичанин).
Некоторые существительные мужского рода имеют особые формы: француз, турок, грек.
Исключением является и форма русский (русская, русские).
Русский – это форма прилагательного, а не существительного.

Существительные женского рода, как правило, оканчиваются на -ка (канадка),
-анка (американка) или -янка (китаянка), однако есть и исключения:
француженка.

Множественное число образуется по правилам образования множественного числа существительных.

Если существительное мужского рода заканчивается на -ец (канадец) или -анец
(американец), то соответствующее существительное во множественном числе будет заканчиваться на -цы
(канадцы) или -анцы (американцы). Множественное число существительных типа
француз, грек образуется по общему правилу путем добавления окончания -ы или -и:
французы, греки. Обратите внимание на форму турок – турки.
Особую форму множественного числа имеют существительные мужского рода на –анин:
формы множественного числа оканчиваются на –ане: англичанин – англичане.

Как вы заметили, в русском языке существует много способов образования форм существительных,
обозначающих национальности. Самое главное, что необходимо запомнить: для обозначения
национальности человека используется не прилагательное, а специальное существительное.
Особые формы существительных, обозначающих национальности, следует выучить наизусть.

НАРЕЧИЕ

Когда мы хотим охарактеризовать действие или описать состояние, мы обычно используем наречия.
Наречие – это такая часть речи в русском языке, которая никогда не меняет свою форму.

Когда мы говорим о том, где происходило действие, мы используем наречия, которые отвечают на вопрос где? Это наречия места.

Когда мы хотим сказать, когда происходило действие, то используем наречия, которые отвечают на вопрос когда? Это наречия времени.

Когда мы хотим сказать о том, какого качества было действие или состояние, то используем наречия, которые отвечают на вопрос как? Это наречия образа действия.

Наречия чаще всего употребляются с глаголами, обозначающими состояние или действие, с прилагательными и другими наречиями. Наречие ставится перед этими словами и обозначает степень интенсивности действия, интенсивность состояния или степень качества.

Встречаются наречия и в предложениях с конструкцией со словом ЭТО

Когда мы хотим описать состояние мира, природы вокруг нас, мы используем безличные предложения (где нет активного субъекта) с наречиями. В таких предложениях всегда есть указание на время или место. Обычно в начале подобного предложения стоит информация о том, где или когда имеет место событие, в конце – информация о том, каково его качество – вопрос как.

Особенностью русского языка по сравнению с большинством европейских является то, что в структуре предложений, описывающих состояние мира вокруг, в настоящем времени не используется глагол быть. В прошедшем и будущем времени соответствующие формы этого глагола обязательно присутствуют:

Запомните! Обычно наиболее важную (новую) информацию помещают в конце предложения, сравните:

Существительные множественного числа (продолжение)

Существительные мужского рода, которые оканчиваются на -г, -к, -х, -ж, -ш, -ч, -щ, и существительные женского рода, которые оканчиваются на -га, -ка, -ха, -жа, -ша, -ча, -ща, образуют множественное число с помощью буквы И:

Следует запомнить особые формы образования множественного числа.

брат – бра́тья             дом – дома́                 ребё́нок – де́ти

стул – сту́лья             город – города́           челове́к – лю́ди

друг – дру

ья́             адрес – адреса

Существительные заимствованные с конечными гласными –о, -а, -и, -у не меняют свою форму во множественном числе: такси = такси, метро = метро, пальто = пальто.

В русском языке есть существительные, имеющие только форму множественного числа: джинсы, деньги, очки, часы (наручные).

Запомните! Это – исключения.



ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Прилагательные – это слова, которые описывают предмет — называют свойства и качества предмета. Они отвечают на вопрос «какой?» (смотри ниже). Имя прилагательное всегда повторяет грамматическую форму существительного, которое оно описывает, то есть оно всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное:

Обратите внимание на окончания существительных и прилагательных в таблице:



Окончания твердого типа – но́вый, но́вая, но́вое, но́вые

Окончания мягкого типа – си́ний, си́няя, си́нее, си́ние.

Но важно помнить, что под ударением окончание твердого типа прилагательных мужского рода не «ЫЙ», а «ОЙ»: голубо́й, молодо́й и т.д.

Прилагательные с окончанием мягкого типа нужно запоминать, потому что так сложилось исторически в языке. Чаще всего это прилагательные, которые оканчиваются на -ний: си́ний, ле́тний, зи́мний, вчера́шний и т.д.

Вопросы «какой», «какая», «какое», «какие»

При запросе информации о качественной характеристике лица или предметы, используются вопросы какой? какая? какое? какие? Вопрос зависит от рода и числа определяемого существительного и обычно стоит в начале предложения. Если существительное мужского рода, употребляется вопрос какой? женского – какая? среднего – какое? Если определяемое существительное стоит во множественном числе, используется вопрос какие?

Какой это человек? (существительное человек мужского рода – вопрос какой?)

Какая это рыба? (существительное рыба  женского рода – вопрос какая?)

Какое это пиво? (существительное пиво среднего рода – вопрос какое?)

Какие это дети? (существительное дети стоит во множественном числе – вопрос какие?)

В ответных репликах используются имена прилагательные, которые согласуются с существительным в роде и числе.

Это вкусная рыба.

Вопросы какой? какая? какое? какие? также могут использоваться при запросе информации о названии предмета. Сравните:

—Какое это пиво?

—Это холодное пиво.

—Это пиво «Балтика».

ПАДЕЖИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

В русском языке имена существительные изменяются. Их форма зависит от того,
какую роль они играют в предложении. Эти формы изменения существительных называются
падежами. Всего в русском языке 6 падежей существительных, каждый падеж имеет свой
вопрос для одушевленных и неодушевленных существительных, свои окончания,
свои значения и функции в предложении.

Выделяются следующие падежи:

Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что?
В словаре обычно даётся форма существительных именно в именительном
падеже.

ПРЕДЛОЖНЫЙ ПАДЕЖ

Чтобы сообщить о месте нахождения человека или вещи
(то есть ответить на вопрос где?), нужно выбрать существительное
в форме предложного падежа.

Имена существительные в предложном падеже
при указании на место всегда употребляются с предлогами в или на.
Если вещь находится внутри чего-либо, используется предлог в:
шарф в сумке,
телефон в столе,
фото в книге;
а если вещь на поверхности, то предлог на:
шарф на сумке,
телефон на столе,
фото на книге.
Следует обратить внимания на некоторые особенности употребления предлогов
в и на.

Книги на полке.

Цветы в вазе.

Окончания
существительных в предложном падеже.

парк – в парке,

магазин – в магазине.

А если
существительное мужского рода оканчивается
на -ь или -й, то эти последние буквы
меняются на -е:

музей

– в музее,
словарь
– в словаре.

2) Существительные
женского рода, которые оканчиваются на
-а, -я, также меняют эти буквы на

-е:

Москва
– в Москве, песня – в песне.

письмо – в письме

А если
существительное среднего рода оканчивается
на -е, то оно не меняет свою форму,
а только получает предлог в или
на:

поле – в поле,
море – на море.

тетрадь
– в тетради. ( Обратите внимание,
если на -ь оканчивается слово мужского
рода, то в предложном падеже у него окончание

-е: словарь
– в словаре).

Россия
– в России,
здание – в здании.

В русском
языке есть группа существительных, которые
имеют особое окончание –у в предложном
падеже единственного числа. Их надо запомнить!

Глаголы

Все глаголы в русском языке изменяются по лицам и числам. Существует 2 набора глагольных окончаний, или 2 спряжения. Инфинитив глагола (форма на -ть, -ти, -чь) является неизменяемой формой , именно эту форму вы найдете в словаре. В предложении форма глагола изменяется, она зависит от лица и числа субъекта ( я, ты, он, она, оно (единственное число), мы, вы, они (множественное число).

Я знаю. Они знают. Вы знаете.

Обратите внимание, что глагол в форме третьего лица единственного имеет одну и ту же форму для одушевленных и неодушевленных субъектов мужского, женского и среднего рода: Антон работает. Магазин работает. Анна работает. Школа работает. Радио не работает. Глагол в форме третьего лица множественного числа также относится как к одушевленным, так и к неодушевленным субъектам. Антон и Анна работают. Магазины работают.

Окончания личных форм глагола зависят от спряжения глагола – I или II. Обычно глаголы, инфинитив которых заканчивается на -ить (любить, звонить), относятся ко второму спряжению. Глаголы, инфинитив которых имеет иные окончания, относятся к первому спряжению: знать, гулять, отдохнуть, иметь и др. При спряжении глаголов вы встретитесь с большим количеством исключений!

I спряжение

В настоящем времени для образования личных форм глагола спряжения 1 необходимо

II спряжение

Второе спряжение образуется таким же образом, как и первое, только личные окончания спряжения 2 другие:

Обратите внимание, что после ч и ш не пишутся буквы ю и я, следует писать у и а: я пишу, я учу, они пишут, они учат.

Глагол хотеть является исключением и не относится ни к первому, ни ко второму спряжению, формы этого глагола нужно запомнить. Обратите внимание на чередование т/ч в основе этого глагола.

Указательные местоимения

Когда нужно выбрать один предмет из нескольких, используется указательное местоимение этот (эта, это, эти), которое согласуется с существительным в роде и числе: если существительное мужского рода, употребляется местоимение этот (этот дом), если существительное женского рода – местоимение эта (эта комната), среднего – это (это окно), если существительное во множественном числе, используется местоимение эти (эти часы). Эти местоимения используются при указании на выбранный предмет и при ответе на вопрос какой? (какая? какое? какие?)

При ответе на вопрос Что это? можно использовать только одну форму – местоимение это, которое не согласуется с существительным ни в роде, ни в числе:

Следует обратить внимание на то, что конструкция с местоимением это представляет собой законченное предложение. Словосочетание с указательным местоимением этот требует дополнительной информации о названном предмете, необходимо добавить сказуемое (предикат), чтобы получить законченное предложение. Сравните:

Обратите внимание на порядок слов в таких предложениях.

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Дательный падеж в предложении часто обозначает косвенный объект – лицо или предмет, к которому направлено действие.

Существительные и местоимения в дательном падеже отвечают на вопросы кому? и чему?

МНЕ НРАВИТСЯ

Посмотрите на структуру таких предложений:

Внимание! Форма глагола зависит от существительного в именительном падеже.

Вот так можно задавать вопросы и отвечать на них:

Чтобы выразить отношение к какому-либо действию, после глагола нравиться (в форме нравится) нужно использовать глагол, называющий действие, в форме инфинитива:

ВИНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

Существительное или местоимение в винительном падеже обозначает прямой объект. Существительное или местоимение должно стоять в винительном падеже после таких глаголов, как, например, читать, понимать, знать, любить. Существительные и местоимения в винительном падеже отвечают на вопросы что? и кого́?

Вопрос что? используется, когда объектом является предмет, вопрос кого́? – если человек или животное.

Форма винительного падежа у неодушевленных существительных мужского рода и существительных среднего рода совпадает с формой именительного падежа:

Существительные мужского рода:

Существительные среднего рода:

Но у существительных женского рода (одушевленных и неодушевленных) в винительном падеже единственного числа изменяются окончания:

Обратите внимание! Окончания существительных как мужского, так и женского рода, оканчивающихся на -Ь, в винительном падеже не меняются.

Как изменяются одушевленные существительные в винительном падеже, см. урок 5.

Личные местоимения в винительном падеже имеют особые формы:

ИМПЕРАТИВ

Императив используется для выражения просьбы или приказа.

В русском языке существуют две формы императива, и выбор той или иной формы зависит от того, к кому вы обращаетесь:

Образование форм императива

Вот так образуются формы императива:

Если основа глагола заканчивается на гласный (а, о, у, и и т.д.), то к ней прибавляется суффикс -Й-. Если основа заканчивается на согласный (б, в, г, д, ж и т.д.), то к ней прибавляется суффикс -И-.

Прошедшее время глагола

В русском языке прошедшее время используется для обозначения любого действия в прошлом.

Этот молодой человек раньше не говорил по-русски, а теперь говорит.

Маша уже говорила тебе, где можно купить сувениры.

Так образуются формы прошедшего времени глагола: к основе глагола прибавляется суффикс прошедшего времени -Л- и окончание – для форм женского (-А) и среднего (-О) рода и множественного числа (-И).

Запомните! Форма прошедшего времени глагола зависит от рода и числа существительного, с которым этот глагол согласуется.



ПОРЯДКОВЫЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ



Порядковые числительные, как прилагательные, согласуются с существительным в роде, числе и падеже.

Сложное предложение со словами ПОЭТОМУ и ПОТОМУ ЧТО

Почему я часто ем икру? – Потому что я люблю её.

Рад, уверен, должен, готов, надо / нужно

Когда нужно выразить свое отношение к тому, о чем идёт речь (к событию или действию), используются специальные слова – должен, рад, уверен, готов, надо / нужно.

Слова должен, рад, уверен, готов – краткие формы прилагательных. Поэтому они согласуются с существительными и местоимениями в роде и числе.

Я уверен, что видел этот фильм.

Наречия («по-русски») и их сочетаемость с глаголами говорить, понимать.



Тот, кто — игрок, ездок, стрелок.

Уменьшительно-ласкательное значение — вечерок, бугорок, язычок, холодок, ледок, шнурок, уголок, сынок, сахарок, ветерок.

Порог, рынок, хлопок, песок.

Собака — собачка — собачонка.

-к- — уменьшительно-ласкательный суффикс.

-онк- — пренебрежительный.

Запись показывает, как из слова добрый появилось слово добряк, а из слова добряк — слово добрячка.

Так же рассматриваются слова гитаристка и водянистость.



Слова, образованные по схеме

являются именами существительными мужского рода 2 склонения с уменынительно-ласкательным значением: голосочек, сыночек. Эти имена существительные нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.

Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рассказывает и о грамматической форме слова. Имена существительные одушевлённые стоят в форме единственного числа именительного падежа. Имена существительные неодушевлённые стоят в форме единственного числа именительного или винительного падежа.

, являются именами существительными мужского рода 2 склонения с уменьшительно-ласкательным значением: жеребёночек, котёночек. Эти имена существительные нарицательные, одушевлённые.

Схема строения слова, в которой обозначено окончание, рассказывает и о грамматической форме слова. Эти слова стоят в форме единственного числа именительного падежа.

ГДЗ по Русскому языку для 9 класса Пичугов, Дрофа – верный помощник всех старшеклассников. Вместе с готовыми ответами можно быстро и эффективно подготовиться к любому тесту или ОГЭ. Экономить время и силы на учебе можно всем желающим. Если есть Интернет и устройство для использования сайта с подсказками – «пятерка» будет в кармане!

Особенности ГДЗ по Русскому языку для 9 класса Пичугов, Дрофа

Если заболел или пропустил новые разделы – можно наверстать с такой поддержкой. Если есть смартфон или ПК, ноутбук или планшет, то шанс быстро сделать домашку уже гарантирован. Достаточно выйти на портал с готовыми ответами, там можно моментально найти все подсказки по номеру упражнения. И все будет в порядке с учебой. Разработка готовых заданий ведется экспертами в сфере образования. Все сведения проверяются на соответствие программе, ассортимент решебников достаточно большой. Поэтому ни один предмет, не только русский язык, не останется без помощи. Каждый подросток в этот период нуждается в психологической и информационной поддержке, и он ее обязательно получит. Хотя есть критические мнения по поводу использования решебников – они все-таки полезны. Все аргументы говорят в пользу такого формата. Просто в силу того факта, сколько сейчас требуют от школьников и как им сложно – вот почему стоит обратиться к виртуальному консультанту. Электронные справочники – то, что спасет любого ученика в этот ответственный период. Не стоит переживать по поводу плохих баллов на экзамене или тестировании. И времени на себя и свои увлечения появится побольше. С ГДЗ успех в школе гарантирован всем, даже самым неуверенным в себе ребятам. Всем нужна элементарная помощь, мотивация подростка. Удобные и доступные подсказки онлайн – это ответ на все вызовы. Сдать контрольную можно легче и с отличным результатом.

На таком важном этапе, как девятый этап образования, ребятам с различными интеллектуальными особенностями для освоения отдельных предметов, в число которых входит и русский язык необходимы особые методики. Индивидуальные занятия с репетитором далеко не всегда гарантируют более легкое освоение материала быстрый поиск верных ответов на сложные вопросы из основного учебника и грамотное выполнение номеров домашнего задания. При этом заручившись поддержкой такого надежного помощника как наш учебно-методический комплекс, школьники достигнут значительных успехов и самостоятельно восполнят все имеющиеся у них пробелы в знаниях.

Особенности онлайн-решебника по Русскому языку для 9 класса Пичугов, Дрофа

Это один из сложнейших предметов в программе. Но без него не получить высокие отметки по остальным дисциплинам. Поэтому стоит уделять родной речи повышенное внимание. А устранить любые пробелы в знаниях поможет виртуальный консультант. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Просвещение)». Со справочником под рукой ребята приучатся к самостоятельности и ответственности. Они также будут с удовольствием и дальше разбираться во всех тонкостях предмета. Учебно-методическое пособие уже успело полюбиться многим школьникам. Оно обладает целым рядом плюсов:

Справочник значительно упрощает процесс изучения нового материала по русскому языку. С решебником подростки смогут забыть об отрицательных отметках по предмету.

Пичугов, А. Еремеева, А. Купалова заменяет дорогостоящего репетитора

Конечно же, частный преподаватель – мечта многих родителей. Вот только далеко не каждая семья может его себе позволить. Поэтому стоит воспользоваться более доступным вариантом помощи. Регулярные и ответственные занятия с ГДЗ позволят девятиклассникам разобраться в таких темах, как:

Ученики смогут самостоятельно подготовиться к ответам у доски диктантам и контрольным работам. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»- великие слова, великого человека. И.С. Тургенев точно подметил важность и необходимость знаний о русском языке. Дойдя до 9 класса, ни у кого не осталось сомнений о величие нашего родного языка. Особенно о величие всех правил, которые девятикласснику порой так сложно даются. Этот сборник готовых ответов издан относительно недавно, поэтому он отвечает всем тем канонам, которые диктует школьная программа. Ответы к учебнику по русскому языку никогда не будут лишними даже самому выдающемуся школьнику. Ведь есть упражнения повышенной сложности, которые нужно ещё суметь правильно объяснить, так, как этого требует школьная программа. Поэтому не надо бояться использовать готовые ответы, надо просто определённым образом подходить к учебному процессу. Не просто списывайте домашнее задание, а старайтесь разобраться, что к чему и периодически обращайтесь к учебно-справочному материалу, который также представлен в этой книге.

. Дайте письменные ответы к заданиям.

1) Что такое существительное?

2) Перечислите постоянные и непостоянные признаки существительного.

3) Приведите примеры существительных (не менее двух по каждому пункту), у которых

А) число является постоянным признаком;

Б) отсутствует падеж как непостоянный признак;

В) наблюдаются колебания в определении одушевлённости;

Г) одушевлённость определяется лексически, но не определяется грамматически.

4) Как определяется род аббревиатур?

5) Какие существительные относятся к разносклоняемым?

6) Приведите примеры существительных, появившихся в результате субстантивации.

ИС2. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Над каждым словом укажите часть речи. Выделенные имена существительные (их 6) разберите по составу. Укажите их постоянные и непостоянные признаки.

«И дым нам сладок и приятен» иронически замечает беседующий с Софьей Чацкий. Грибоедов в свой процитировал строку из «Арфа» Гаврилы Романовича :

Мила нам добра весть о нашей стороне.

Отечества и дым нам сладок и приятен.

Эту державинскую строку использовали также поэты-романтики Константин Батюшков Пётр Вяземский. Сама же мысль о «дыма отечества» принадлежит легендарному поэту Древней Гомеру который в своей поэме «Одиссея» говорит что Одиссей был готов и на смерть лишь бы «видеть хоть дым от родных берегов вдалеке восходящий». Позже эту же мысль повторит сосланный к берегам Чёрного моря римский поэт Овидий в своих «Понтийских посланиях». По-видимому на основе стихотворения Овидия и возникла известная римская пословица Сладок дым отечества.

ИС3. Выпишите слова в таблицу. Укажите род, одушевлённость и склонение данных существительных.

Знамя, божество, ФРГ, студенчество, глисты, МКАД, учёный, МВД, ножницы, евро, дедушка, мороженое, учитель, путь, нежность, неряха, Баку, кенгуру, сирота, кофе, пламя, судья, загс, окно, метро, БАМ, Миссисипи.

ИС4. Запишите слова в таблицу по родам. Укажите одушевлённость и склонение данных существительных.

Ч.совой, армия, к.нгуру, л.ства, тюль, а(т,тт)аше, пр.ныра, клав.ши, ФСБ*, имя, папа, знамя, СССР*, ч.рнила, счастье, чаевые, кофе, ИНН*, м.кроб, бюро, путь, АОЗТ*, дро(ж,жж)и, во(ж,жж)и, молодёж., задира, обои, такси, прятки, яб.да, любовь, врач, щупальцы, нефть, УАЗ*, соня, ко(р,рр)ективы, га(л,лл)ереи, Гималаи, жадина, говядина, весы, шасси, туфли, гостиная, визави, облака. * АОЗТ — акционерное общество закрытого типа

* ФСБ — Федеральная служба безопасности

* СССР — Союз Советских Социалистических Республик

* ИНН — индивидуальный номер налогоплательщика

* УАЗ — Уральский автомобильный завод

ИС5. Выпишите из предложений (в той же форме, что и в предложениях) все имена существительные в данную таблицу. Определите и укажите их одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж и число.

Примечание. Если у имени существительного нет формы винительного падежа множественного числа, то грамматически одушевлённость не определяется, но может определяться по смысловому вопросу кто? или что? В этом случае возможна вариативная запись, например, листва — грамматически не определяется / неодуш. (что?).

1) Многие полотна, написанные Поленов.м, можно увидеть в музее, что располагается в усадьбе, названной по имени своих владельцев Поленов.м.

2) Полёт в космос 12 апреля 1961 года – беспрецедентный подвиг, совершённый Гагарин.м. Город Гжатск Смоленской области, где родился и вырос первый космонавт, теперь называется Гагарин.м.

3) Сражение под Бородин.м стало переломным моментом в Отечественной войне и отразилось в известном стихотворении, написанном Лермонтов.м.

4) Обозначенные в таблице очки, набранные мной в ходе соревнований, дедушка смог разглядеть только через очки.

5) Проезжая по будням мимо ворот местного НИИ*, учащиеся педагогического училища, преподаватели МГИМО* и судьи районного суда вспомнили об учёных, которые разработали критерии оценки результатов государственной аттестации.

* НИИ — научно-исследовательский институт

* МГИМО — Московский государственный институт международных отношений

ИС6. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Чулки, бананы, лимоны, яблоки, апельсины, помидоры, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, румыны, киргизы, казахи, узбеки, таджики, якуты, туркмены, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки, носки.

ИС7. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Обратите внимание на то, что все существительные в скобках должны быть употреблены в форме . Укажите в скобках грамматические категории всех имён существительных: одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж, число.

Образец: Пете (одуш., собств., м.р., 1 субст. скл., дат. падеж, ед. число) купили велосипед (неодуш., нариц., м.р., 2 субст. скл., вин. падеж, ед. число).

1) Мать велела мне купить несколько (простыни).

2) Не нашла в магазинах ни (апельсины), ни (мандарины), ни (баклажаны), зато купила по шесть (килограммы) (яблоки) и (помидоры).

3) В углу стояло несколько (кочерга).

4) Рим пал от нашествия (варвары).

5) Сегодня мне нужно забрать братишку из (ясли).

6) Отец привез из Самарканда несколько (дыни).

7) В далекий поход по северным землям мы взяли две пары резиновых (сапоги), несколько пар шерстяных (чулки) и (носки).

8) Осенью бывает много (свадьба).

9) Иван Андреевич Крылов написал много (басни).

10) На (дно) озёр было обнаружено множество предметов, унесённых наводнением.

ИС8. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Укажите в скобках все грамматические категории имён существительных: одушевлённость, апеллятивность, род, склонение, падеж, число.

Пете (одуш., собств., м.р., 1 субст. скл., дат. падеж, ед. число) купили велосипед (неодуш., нариц., м.р., 2 субст. скл., вин. падеж, ед. число).

1) У мчавшегося в санях Константина Петрова на руке (вздуться) (огромный) мозоль.

2) На окна повесили (красивый) тюль.

3) Лицо дамы (скрывать) (густой) вуаль.

4) Отличники нашей школы гордится (свой) (табель).

5) Машина ехала по (асфальтированный) шоссе.

6) На озере (плавать) (черный) лебедь.

7) Во время путешествия по Закавказью и юго-востоку Азии меня (поразить) (великолепный) Тбилиси и (вдохновить) (величественный) Хуанхэ.

8) Когда (передний) шасси самолёта всё же удалось выпустить, лётчик Красносельский испытал настоящее счастье.